Top.Mail.Ru
архив

Раскрутить на идеи

Велосипеды изобретаются не каждый день. А вот цепи, шестеренки и прочие детали конструкции можно подкручивать, менять угол наклона и т.п., снижая при этом издержки производства и повышая ходовые характеристики, хоть каждый день.

С советских времен традиции рационализаторства в России потеряли былую актуальность. Но придумывать и улучшать, предлагать новое - это у нас в крови. Казалось бы, не использовать подобный потенциал сотрудников на наших производствах просто грешно. Но многие ли компании это делают?
   Крылатое выражение "инициатива наказуема" вряд ли можно назвать спорным. Все бизнес-процессы обычно выстроены согласно принятым стандартам, и любые попытки их улучшения требуют экспертизы целесообразности и усилий для внедрения в жизнь. В отсутствие специальных механизмов для реализации инновационного потенциала действует принцип: ты придумал - ты за это и ответишь. Это гасит развитие рационализаторского мышления на корню.

    Чтобы задействовать креативный потенциал сотрудников в интересах бизнеса, необходимо наличие специальной инфраструктуры и особой корпоративной культуры. В мире существуют различные программы улучшений для бизнеса с использованием потенциала работников компаний. К примеру, программа по улучшениям японского автомобильного концерна Toyota предполагает обязательное участие всего персонала, причем каждый сотрудник должен внести не менее шести рацпредложений за год. Европейские и американские компании преимущественно практикуют делегирование представителей функциональных подразделений в рабочие группы для мозговых штурмов по заранее обозначенным проблемам, а также иные схемы, предполагающие прямое указание на зоны, требующие улучшений сверху, с позиции топ-менеджмента.
   Системы поиска внутренних улучшений особенно развиты в инновационных компаниях, которые должны развиваться, опережая время. У Google есть программа "20 percent time" - она позволяет инженерам тратить 20% своего рабочего времени на рассмотрение идей, которые они сами же и придумали без нажима сверху. Причем эти идеи могут быть утопическими и заведомо непригодными для реализации. В Vodafone работает база Vodafone Gold, в которую сотрудники отправляют свои идеи. British Telecom стимулирует поиск идей деньгами: ежегодно автор лучшей инициативы, размещенной на специальном внутреннем портале Web 2.0 idea, получает 30 000 фунтов стерлингов.
   Задействовать креативную энергию сотрудников стремятся и в российских телекомах. В МТС считают, что потенциал улучшений находится в умах персонала различного уровня и функционала, и указания "сверху" не могут заменить огромное количество ракурсов, с которых проблемные зоны видят специалисты на местах.
   "В любой крупной компании есть много мелких недоработок, а значит, и возможностей оптимизации. У руководства до устранения мелких шероховатостей руки обычно не доходят. Но если дать возможность делать это сотрудникам, эффект от относительно большого числа небольших улучшений в масштабе компании может быть велик", - говорит президент МТС Михаил Шамолин. Но что значит "дать сотрудникам возможность", если только в российском подразделении МТС работают около 20 000 человек? Когда речь идет о вовлечении персонала в рационализаторство в таком масштабе, необходима инфраструктура, чтобы не только мотивировать людей на проявление инициативы, но и обеспечивать их внедрение. В мае 2008 года в МТС был запущен проект "Фабрика идей" - инструмент развития инновационной активности персонала с институтом офицеров по инновациям и пулом экспертов, а также системой мотивации, отбора и реализации инициатив, их тиражирования на регионы и страны присутствия.
   Потребовалось чуть более года, чтобы "фабрика" вышла на уровень зрелости, когда доля инициатив, целесообразных для реализации, к отклоненным заявкам достигла соотношения один к трем. За это время на "фабрику" поступило более 1500 предложений. В разработку принято более 500 идей, оценочный эффект от внедрения которых в ближайшие три года превышает $55 млн, но уже в 2009 году прибыток от реализованных инициатив достиг $8,6 млн. Поток идей и их качество с каждым месяцем только растут.

Номер в продаже в понедельник. На сайте читайте в среду.