Раскрутить на идеи
Велосипеды изобретаются не каждый день. А вот цепи, шестеренки и прочие детали конструкции можно подкручивать, менять угол наклона и т.п., снижая при этом издержки производства и повышая ходовые характеристики, хоть каждый день.
С советских времен традиции рационализаторства в России потеряли былую
актуальность. Но придумывать и улучшать, предлагать новое - это у нас в крови.
Казалось бы, не использовать подобный потенциал сотрудников на наших
производствах просто грешно. Но многие ли компании это делают?
Крылатое
выражение "инициатива наказуема" вряд ли можно назвать спорным. Все
бизнес-процессы обычно выстроены согласно принятым стандартам, и любые попытки
их улучшения требуют экспертизы целесообразности и усилий для внедрения в жизнь.
В отсутствие специальных механизмов для реализации инновационного потенциала
действует принцип: ты придумал - ты за это и ответишь. Это гасит развитие
рационализаторского мышления на корню.
Чтобы задействовать креативный потенциал сотрудников в интересах бизнеса,
необходимо наличие специальной инфраструктуры и особой корпоративной культуры. В
мире существуют различные программы улучшений для бизнеса с использованием
потенциала работников компаний. К примеру, программа по улучшениям японского
автомобильного концерна Toyota предполагает обязательное участие всего
персонала, причем каждый сотрудник должен внести не менее шести рацпредложений
за год. Европейские и американские компании преимущественно практикуют
делегирование представителей функциональных подразделений в рабочие группы для
мозговых штурмов по заранее обозначенным проблемам, а также иные схемы,
предполагающие прямое указание на зоны, требующие улучшений сверху, с позиции
топ-менеджмента.
Системы поиска внутренних улучшений особенно развиты в
инновационных компаниях, которые должны развиваться, опережая время. У Google
есть программа "20 percent time" - она позволяет инженерам тратить 20% своего
рабочего времени на рассмотрение идей, которые они сами же и придумали без
нажима сверху. Причем эти идеи могут быть утопическими и заведомо непригодными
для реализации. В Vodafone работает база Vodafone Gold, в которую сотрудники
отправляют свои идеи. British Telecom стимулирует поиск идей деньгами: ежегодно
автор лучшей инициативы, размещенной на специальном внутреннем портале Web 2.0
idea, получает 30 000 фунтов стерлингов.
Задействовать креативную энергию
сотрудников стремятся и в российских телекомах. В МТС считают, что потенциал
улучшений находится в умах персонала различного уровня и функционала, и указания
"сверху" не могут заменить огромное количество ракурсов, с которых проблемные
зоны видят специалисты на местах.
"В любой крупной компании есть много
мелких недоработок, а значит, и возможностей оптимизации. У руководства до
устранения мелких шероховатостей руки обычно не доходят. Но если дать
возможность делать это сотрудникам, эффект от относительно большого числа
небольших улучшений в масштабе компании может быть велик", - говорит президент
МТС Михаил Шамолин. Но что значит "дать сотрудникам возможность", если только в
российском подразделении МТС работают около 20 000 человек? Когда речь идет о
вовлечении персонала в рационализаторство в таком масштабе, необходима
инфраструктура, чтобы не только мотивировать людей на проявление инициативы, но
и обеспечивать их внедрение. В мае 2008 года в МТС был запущен проект "Фабрика
идей" - инструмент развития инновационной активности персонала с институтом
офицеров по инновациям и пулом экспертов, а также системой мотивации, отбора и
реализации инициатив, их тиражирования на регионы и страны присутствия.
Потребовалось чуть более года, чтобы "фабрика" вышла на уровень зрелости,
когда доля инициатив, целесообразных для реализации, к отклоненным заявкам
достигла соотношения один к трем. За это время на "фабрику" поступило более 1500
предложений. В разработку принято более 500 идей, оценочный эффект от внедрения
которых в ближайшие три года превышает $55 млн, но уже в 2009 году прибыток от
реализованных инициатив достиг $8,6 млн. Поток идей и их качество с каждым
месяцем только растут.
Номер в продаже в понедельник. На сайте читайте в среду.
Еще по теме
В рамках проекта "Дягилев-Гала" в клубе отдыха "Велес" во Владимирской области состоялся концерт возрожденных "Русских сезонов XXI века".

Загрязнение Земли токсичными отходами уже давно переросло из проблемы экологической в политическую
