Расширение без нагревания
Все чаще фактом общественной жизни становится деятельность Совета Федерации, не всегда, правда, связанная с его основными конституционными задачами. То спикер Миронов озаботится сроками президентского правления, да так, что самого президента удивит. То задумают великое переселение части властных структур из Москвы в Петербург и еще небольшой части в российскую глубинку. То обновленная верхняя палата поставит абсолютный рекорд по скорости регламентной работы: за одно заседание утвердит списком всех руководителей палаты, руководителей и их замов по комитетам. Причем так правильно, что две трети тружеников СФ (сенаторами их называть все-таки непривычно, учитывая характер формирования нового состава палаты) оказались в списках избранных руководителей. И вполне логично, что после этих трудов спикер Сергей Миронов заявил, что «нормально работать стало невозможно» – не хватает кабинетов и машин.
Одним из вариантов нового помещения для Совета Федерации, по словам спикера, является здание московской мэрии на Новом Арбате. Очевидно, по мысли г-на Миронова, известный альтруист и любитель федеральной власти Ю.М. Лужков лично поможет своим сотрудникам выносить столы и дыроколы для скорейшего освобождения помещения. Некоторые комментаторы полагают, что, предлагая такие спорные варианты размещения, спикер хочет показать, что для улучшения условий деятельности СФ в Москве приличного помещения практически не достать, а вот в Питере это будет гораздо проще. Например, парламентский центр может быть построен в городе на Неве на месте котлована, вырытого около Московского вокзала в рамках осуществления известной российской «панамы» под названием РАО «ВСМ» (высокоскоростные магистрали). Что и говорить, место практически святое. В совсем другом «Котловане», созданном Андреем Платоновым, по другому поводу – но вполне к теме – устами главного персонажа говорится: «Я думал, вы все знаете. А вы только землю копаете да спите».
Действительно, нельзя не признать, что среди всех этих неустанных забот по улучшению быта и условий труда членов Совета Федерации сама по себе деятельность этого органа пока куда менее понятна. То есть комитеты есть, их руководители есть, даже заместители руководителей есть. Понятных для граждан, избирателей и налогоплательщиков результатов или хотя бы внятно объясненных планов на ближайшее время пока нет. Получается, что отсутствие реальных результатов работы палаты нового созыва имеет две объективные причины: во-первых, не хватает помещений, а во-вторых, не хватает машин. По этой аналогии еще, как правило, не хватает денег – это вам скажет любой топ-менеджер, запускающий новый проект.
Только вот ведь какая неурядица: называть Совет Федерации новым проектом как-то совсем уж нелепо. Еще более нелепо подозревать его в существенном расширении функций, увеличении объема рассматриваемых законов, пришедших из Думы, или соответствующих слушаний. Новый состав палаты скорее предполагает серьезный приоритет лоббистской деятельности над собственно законодательной. Поскольку лоббисты – и это вполне логично – должны защищать и отслеживать не столько государственные интересы, сколько интересы финансово-промышленных групп и территорий («не корысти ради, а токмо волею пославшей мя…»), то и требовали бы улучшения своих бытовых и служебных условий не у государства, а у основного работодателя. У него и возможности побольше, и публичности эта процедура потребует меньшей – все-таки следует какие то приличия соблюдать. Заметим попутно, что оплата услуг лоббистской деятельности в форме безналичных расчетов, а не через кассу сделает малосущественной проблему местонахождения значительной части членов Совета Федерации: перевод может быть доставлен не только в Питер, но и на Урал, и даже на Дальний Восток (если у местных операционистов не произойдет веерного отключения электричества).
Будут или не будут укрупнять и соответственно сокращать количество субъектов Федерации, будут или не будут должности в СФ выборными – эти вопросы пока частично дискутируются, частично прорабатываются в кулуарах. Пока же реальная деятельность верхней палаты парламента будет определяться ее нынешним составом. Как сказал в интервью Газете.Ру директор ВЦИОМа Юрий Левада: «Пришел новый Совет Федерации, полностью укомплектованный чиновниками разного ранга, в обмен на лояльность многим местным лидерам продлеваются сроки полномочий. Численно чиновников сегодня действительно больше, чем в бывшем СССР. Это показывает, что власть не знает, на что опираться».