Top.Mail.Ru
архив

Расстановка по требованию

Как стало известно «Ко», крупнейшая в России сеть спортивных магазинов «СпортМастер» подписала протокол о намерениях с закупочной группой Sport2000. По мнению конкурентов, «СпортМастер» хочет построить под знаменами «Спортландия» – Sport2000» мелких независимых операторов. Совсем недавно о своих претензиях на эту армию торговцев заявил бывший дистрибутор Nike компания «Дельта Спорт», купившая франшизу у сети Intersport. На рынке спортивных товаров грядет ценовая война.

 

Ввязаться в ценовую войну «СпортМастеру» вполне по силам. В розничную сеть «СпортМастер» входят 45 крупных магазинов (1000 – 2000 кв. м). В 2002 году руководство компании объявляло о том, что оборот «СпортМастера» превысил $100 млн. Финансовых результатов 2003 года компания не раскрывает. Начав в 1993-м с торговли тренажерами фирмы Kettler, за десять лет «СпортМастер» вырос в крупнейшего оптово-розничного продавца спортивными товарами. «СпортМастер» является эксклюзивным дистрибутором одежды, обуви, аксессуаров, тренажеров, спортивного оборудования и снаряжения почти 20 брэндов – Columbia, O’Neill, Dynamix, Asics, Skechers, Kettler, Torneo, Icon, Weider и др.

На так называемом цивилизованном розничном рынке «СпортМастеру», по собственным оценкам, принадлежит 45 – 50%. (В 2003 году, по оценкам игроков, только москвичи потратили на спорттовары $600 млн. Примерно столько же потратила и остальная Россия.) С большим отрывом следуют компании «Пан Спортсмен» (10 магазинов), «Профи» (10 магазинов), «Мир спорта» (5 магазинов), «Спорт-сити» (10 магазинов) и др.

Впрочем, «СпортМастеру», очевидно, стало тесно и в этих пределах: полгода назад компания начала строить сеть более дешевых магазинов «Спортландия». Три магазина этой сети были открыты в Калуге, Пензе и Нижнем Новгороде в прошлом году, еще три компания планирует открыть в 2004-м. Представлять в этой сети «СпортМастер» собирается товары под малоизвестными или совершенно новыми торговыми марками. Именно для развития «Спортландии», утверждает гендиректор «СпортМастера» Леонид Страхов, его компания собирается приобрести франшизу Sport2000 (3300 магазинов с совокупным оборотом в 3,5 млрд евро в год).

 

Дельта спорта

До недавнего времени лидерства «СпортМастера» никто не оспаривал. Но осенью 2003 года на беговую дорожку вышел еще один спринтер – компания «Дельта Спорт», входящая в югославский холдинг DeltaHolding.

С 1993 года «Дельта» была эксклюзивным дистрибутором Nike на территории России, стран СНГ и Восточной Европы (за исключением Польши). До 2000 года она вела оптовые операции и строила сеть монобрэндовых магазинов Nike (сейчас их 14). В середине 2000-го компания решила расширить свое присутствие на розничном рынке и стала открывать мультибрэндовые магазины под названием «Дельта Спорт» (сейчас открыто 6 магазинов).

Усилия своего дистрибутора американская компания Nike – лидер по объемам продаж среди мировых производителей брэндированной одежды, обуви и аксессуаров для спорта ($9,89 млрд в 2002 году) «оценила по достоинству». Прошлым летом Nike объявила, что не станет продлевать контракт с «Дельтой», истекающий в мае 2004 года, и для операций в России открыла дочернюю компанию. Похоже, недовольство Nike вызвало «почетное» второе место марки в России: в нашей стране по объемам продаж лидирует немецкая Adidas.

 Лишившись статуса эксклюзивного дистрибутора, «Дельта» решила переместиться в нишу «СпортМастера», предварительно заручившись, однако, поддержкой «старшего брата». Компания приобрела франшизу закупочной группы IntersportInternationalCorporation (под этим брэндом в 27 странах работают 4500 магазинов с общим годовым оборотом в 6,9 млрд евро), позволяющую ей начать новый бизнес. Для реализации проекта компания зарегистрировала фирму Intersport Russia.

Заключив соглашение с Intersport, «Дельта» серьезно напугала крупных операторов и представительства мировых производителей. В ноябре компания разослала владельцам спортивных магазинов и сетей предложение сменить свои вывески на Intersport. Взамен «Дельта» пообещала существенные скидки от закупочных цен и прямые поставки товаров под ведущими международными брэндами.

Это вызвало недоумение руководства российских Reebok и Adidas: оптовые поставки в Россию товаров под этими торговыми марками напрямую возможны только через их представительства. Соответственно и назначение закупочных цен для партнеров в России – исключительно их прерогатива. «Для каждой из мировых сетей производители предлагают эксклюзивные модели, чтобы не совпадать по ассортименту со своими дистрибуторами, – говорит Дмитрий Биневский из Adidas. – Теоретически это открывает дилерам возможность получать товар в обход от официальных представительств и дистрибуторов. Мы рассчитываем, что все закупки будут осуществляться через наш офис».

Впрочем, под угрозой оказались не только операции международных брэндов в России. Выпад «Дельты» грозил серьезно осложнить жизнь обитателям новой страны – «Спортландии».

 

Теплый климат

Глава «СпортМастера» Леонид Страхов отрицает, что покупка франшизы Sport2000 – это ответная реакция на действия «Дельты». Мол, свой франчайзинговый проект компания задумывала задолго до появления в России группы Intersport. Но многие иные участники рынка между двумя этими событиями связь, однако, находят: уж слишком схожи те преимущества, какими заманивают дилеров в свои сети обе компании – Intersport и Sport2000.

Преимущество первое – доступ к технологиям торговли и ноу-хау мировых розничных сетей, а также маркетинговая и рекламная поддержка международного брэнда.

Преимущество второе – возможность сформировать уникальный ассортиментный портфель. Компании получают возможность участвовать в программах privatelabelи закупать специальные коллекции известных брэндов.

Преимущество третье состоит в том, что, продавая франшизу другим независимым розничным операторам, компании формируют централизованные заказы и тем самым получают дополнительные скидки. Именно этой возможностью и воспользовалась «Дельта», начав переманивать мелких игроков под флаги Intersport. Теперь такую возможность получил «СпортМастер».

Как замечает Страхов, условия для дилеров, примкнувших к Sport2000, выглядят гораздо привлекательнее, чем у Intersport. «Мы остановили свой выбор на Sport2000, поскольку эта система гораздо более гибкая, чем Intersport, – поясняет Страхов. – Intersport не допускает кобрэндовости. Если дилер покупает франшизу этой компании, он должен сменить свою вывеску на Intersport, следовать жестким требованиям по оформлению и дизайну магазинов и т.д. Вступление в систему Sport2000 не требует от дилеров изменять названия своих магазинов. Кроме того, Sport2000 поддерживает разные форматы и тем самым обеспечивает высокую степень реагирования на запросы рынка».

Варианты оформления фасадов, по его словам, могут выглядеть примерно так: «На магазинах нашей сети будет вывеска «Спортландия», а на витринах указана информация о принадлежности к сети Sport2000 – соответствующий логотип как некий знак качества». Существует возможность либо открывать магазины только под брэндом Sport2000, либо использовать его в дополнение к собственному брэнду дилера.

Но именно это теперь может напугать производителей брэндов.

 

Перемена мест

По словам Юрия Баева, гендиректора компании «Рибок-Россия» – эксклюзивного дистрибутора товаров Reebok, мировые производители товаров под известными спортивными брэндами – такими, как Nike, Adidas, Reebok и Puma, – стремятся прежде всего даже не продать товар, а поддержать имидж марки, наладить взаимодействие с потребителем. В России же монобрэндовые бутики были в первую очередь одним из важнейших сбытовых каналов. С ростом мультибрэндовых сетей, по мнению Баева, отношение российских представителей известных спортивных марок к своей рознице приблизилось к западному.

Производители спорттоваров теперь не могут не замечать крупных ритейлеров. В Европе это InterSport, Sport2000, Decathlon; в США – сеть FootLocker; в России – «СпортМастер».

Страхов уточняет, что его компания продолжит строить новые магазины и параллельно станет привлекать дилеров. И добавляет, что «идет перегруппировка внутри рынка». Но вступление «СпортМастера» в ряды Sport2000 у некоторых производителей вызывает беспокойство. Они сомневаются, что компания станет строить отдельные магазины, когда проще переманить под знамена «Спортландии» более мелких операторов. Тех самых, к которым недавно с предложением о партнерстве вышла «Дельта Спорт». «Если наши опасения подтвердятся, это приведет не к росту рынка, а лишь к перегруппировке сил внутри него. Для крупных производителей это грозит по меньшей мере замедлением темпов роста продаж, – замечает один из игроков на условиях анонимности. – Ведь если дилеры, раньше закупавшие товар у нас, решат получать уникальное и по моделям, и по ценам ассортиментное предложение, они вряд ли захотят закупать товар у других производителей».

Еще по теме