Top.Mail.Ru
архив

Расстрел вместо отстрела

Убийство Александра Слесарева, которого считали теневым владельцем Содбизнесбанка и «Кредиттраста», стало для участников финансового рынка шоком. Банкиров в России не убивали уже давно. Слесарев погиб вместе с женой и дочерью.

К этому моменту Содбизнесбанк и «Кредиттраст» уже прекратили свое существование. У первого лицензия была отозвана с 13 мая 2004 года за отмывание денег, полученных преступным путем. 23 июня этого года Содбизнесбанк был признан банкротом, а 13 сентября следственный комитет при МВД РФ возбудил уголовное дело по факту его преднамеренного банкротства. «Кредиттраст» потерял лицензию следом за Содбизнесбанком, однако до этого из банка были выведены активы на 5,78 млрд руб.

«Не столько жалко Слесарева, сколько страшно, что такое стало возможным, – заявил «Ко» председатель cовета директоров одного из московских банков. – Все случившееся напоминает скорее расстрел, чем «отстрел»: налицо не ликвидация неугодного руководителя банка или месть кредиторов, а какая-то мафиозная разборка или сицилийская вендетта. И раньше на нашем рынке случались покушения, но до того, как убить человека, ему обычно давали понять: уйди с дороги, верни деньги, – в общем, выполни наши условия. А Слесарева, похоже, захватили врасплох – он ехал без охраны, сам сидел за рулем. Складывается впечатление, что угроз не было».

«Нападение на Слесарева, действительно, было совершено непрофессионально, к тому же без «креатива». Что касается того, сколько заказчик мог заплатить исполнителям, то начальная «цена вопроса» обычно составляет $50 000, а потом идут «накрутки» в зависимости от числа посредников. Ведь надо иметь в виду, что платит заказчик не только за устранение «объекта», но и за конфиденциальность, за то, чтобы на него не вышли ни при каком раскладе. Чем больше гарантии безопасности, тем выше цена – в особых случаях она может достигать и $150 000», – сообщил «Ко» источник в структурах безопасности.

«Отстрелы» банкиров начались более 10 лет назад, в декабре 1991 года, когда у двери собственной квартиры был убит директор московского Профбанка Александр Петров. Киллерское искусство тогда делало в России только первые шаги: наемные убийцы, караулившие банкира на лестничной площадке, не прятались от соседей, громко спорили и много курили. Выполнив работу, они скрылись с места преступления, оставив кучу окурков и стреляных гильз. Однако, несмотря на обилие улик, их так и не нашли.

Следующим громким «банковским убийством» стала смерть Ивана Кивелиди, председателя Росбизнесбанка и основателя Круглого стола «Бизнес России». Способ расправы с известным бизнесменом оказался куда более изощренным – банкир 4 августа 1994 года поговорил по отравленному телефону, после чего через три дня скончался в больнице. Личность убийцы банкира установили только к 2001 году, однако к тому времени преступник благополучно скрылся и теперь находится в федеральном розыске. По данным правоохранительных структур, этот человек входил в ближайшее окружение Кивелиди.

После ликвидации главы Росбизнесбанка было почти 10 лет относительной тишины – в этот период менеджеров и владельцев банков в основном похищали с целью получения выкупа. «Мораторий» на громкие убийства в банковском секторе был прерван 10 декабря 2003 года, когда у подъезда своего дома был застрелен заместитель председателя совета директоров банка «Молодежный» Владимир Зенков. В качестве версии правоохранительные органы рассматривали деятельность банкира в небезызвестном Инкомбанке.

Возобновятся ли «отстрелы» теперь, после того как число банков с отозванной лицензией стараниями ЦБ резко возросло?

 

Еще по теме