Растет рынок — растут запросы: трансформация транспортной логистики в 2024 году
Начиная с 2022 года вследствие сложной геополитической ситуации и введения санкций в России увеличился объем внутренних грузоперевозок, а внешние переориентировались на южное и восточное направления — Турция, Иран, Индия, Китай, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. За I квартал 2024 года число заявок на доставку грузов по России выросло на 23% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, заявок на перевозки в дружественные зарубежные страны – на 17%. Леван Шаламберидзе, операционный директор платформы «Яндекс Магистрали», рассказал, какие тренды цифровой трансформации логистики наблюдаются в 2024 году и как этот процесс поддерживает государство.
Увеличению объема грузоперевозок во многом способствовали развитие маркетплейсов, экспресс-доставки, рост промышленного производства, увеличение спроса на перевозку в торговые сети. Огромную роль сыграли и стратегия импортозамещения, и создание производственных мощностей, ориентированных на закрытие внутреннего спроса, который ранее удовлетворяли страны, более не поставляющие к нам свои товары. Все это в совокупности создает повышенную нагрузку и на логистические компании, и на транспортные узлы, и на логистический отдел у бизнеса, который соприкасается с перевозками — например, ритейлеров.
При существенном увеличении нагрузки, возрастает количество ошибок, основная причина которых — человеческий фактор. Неправильное оформление заявки, непродуманный маршрут, неверное определение числа автомобилей для данной задачи, ошибки в документах или их утеря, отсутствие четкого тайм-менеджмента у водителей приводят к серьезным убыткам транспортной компании.
Анализ 120 компаний показал, что при ручном планировании около 10% рейсов убыточны, организации теряют миллионы рублей потенциальной прибыли. Кроме того, на российском логистическом рынке сегодня сложился дефицит кадров, как и во многих других отраслях. Поэтому в компаниях происходит постепенная оцифровка процессов, а на рынке — появляются новые отечественные решения.
Цифровизация как решение многих проблем
ЭДО
Применяется в грузоперевозках в тестовом режиме с 2022 года. Полностью его еще не легализовали, всю информацию сейчас обязательно следует дублировать в бумажном виде. Перевозчики подключаются к операторам информационных систем электронных перевозочных документов, те передают данные в государственную информационную систему обмена электронными перевозочными документами (ГИС ЭПД), где документы регистрируются и передаются госорганам. Но пока объем доступных операций в ГИС ЭПД ограничен: сейчас возможна работа только с ЭтРН.
Основные преимущества ЭДО — быстрое и правильное оформление документов, безопасная передача данных, доступность всем участникам перевозок. ЭДО имеет значение и для экологии: подсчитано, что за 1,5 года работы с электронными документами экономится около 10 млн листов бумаги, соответственно, можно избежать вырубки примерно 1200 деревьев.
Системы управления складом (WMS)
Помогают уменьшить количество персонала на складе на 30%. Освобождение времени работников на выполнение других задач — это важно в условиях, когда спрос на работников склада вырос на 30% за 2023 год. Также ускоряют прием, комплектацию, отгрузку товара в 2 и более раза, повышают точность выполнения заказа до 99% и грузооборот — в 2 раза.
Интернет вещей (IoT)
В транспортной логистике используется для отслеживания транспорта, управления парком, планирования маршрутов, контроля запасов и безопасности. Датчики GPS и RFID-метки позволяют информировать заказчиков и исполнителей о местонахождении и состоянии доставляемого груза, о соблюдении водителем правил дорожного движения и соответствии его маршрута заданному.
Хотя пока IoT в логистике популярен меньше, чем в строительстве или в промышленно-энергетическом комплексе, его востребованность со временем может вырасти. С помощью IoT компания может видеть информацию об остатках товара или груза на своем на складе, что позволяет планировать производство, продажи и закладывать в бюджет зарплату сотрудников. Используется IoT и для прогнозирования возможных поломок оборудования, отключения электричества.
Электронные навигационные пломбы
Помогают контролировать движение груза через сигналы ГЛОНАСС/BeiDou. Это также ускоряет отправку грузов — по первым результатам, сроки сокращаются на несколько часов, а порой и на сутки. Начали использоваться в порту Владивостока в 2023 году в рамках эксперимента.
Технологии блокчейна
Поскольку большое количество цифровых решений, в том числе IoT, подразумевают работу с данными, для безопасности активно применяются технологии блокчейна (шифрования). Вся информация отправляется в специальные базы, которые не допускают стороннего проникновения.
«Цифровые двойники»
Постепенно проникают в транспортную логистику — например, в порту Владивостока. Технология позволяет оператору понимать, когда прибудет груз, куда его нужно разместить — система определяет корректное место в порту. Все это ускоряет обработку грузов: в среднем сейчас она занимает 4–8 суток, и это очень высокие цифры для такого крупного и значимого транспортного узла. А в начале 2024 года был разработан «цифровой двойник» для Астраханского морского порта. Можно осмотреть инфраструктуру портовой зоны, прогнозировать погрузку и разгрузку с учетом погодных изменений.
Что будет дальше с трансформацией логистики
Цифровизация транспортной логистики продолжит развиваться и дальше в соответствии с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта до конца 2030 года. Ожидается, что к 2035 году 100% транспортных документов будет оформляться в электронном виде.
Продолжат развиваться системы WMS и IoT — теперь исключительно благодаря отечественному софту. Более пристальное внимание будет уделяться технологиям защиты данных, объем которых растет — а с ними увеличивается и число киберугроз. Сегодня этот вопрос может решаться облачными системами и cloud-based решениями: например, как с инфраструктурой и сервисами «Яндекс Облако».
Стоит отметить и постепенные тесты беспилотного транспорта, мобильных роботов-грузчиков (AMR). Например, на трассе М-11 «Нева» уже доставляют коммерческие грузы беспилотные КамАЗы. Однако о широком использовании технологии пока рано говорить — сроки ее узаконивания постоянно сдвигаются. Если она все же и станет частью глобальной цифровой трансформации российской логистики, то в отдаленном будущем.
Автоматизация и цифровизация отрасли связана еще и с увеличением стоимости логистики на 40-45%: компаниям необходимо сокращать издержки и повышать эффективность процессов. В связи с этим развивается еще одна тенденция — консолидация перевозчиков: маленькие компании объединяются с крупными и широко известными. В результате первые сокращают издержки, а вторые наращивают производственные мощности. Но тенденция к консолидации перевозчиков для рынка негативная, поскольку создает условия для олигополизации бизнеса и, соответственно, для роста тарифов.
Развитию логистической цифровизации будут также способствовать государственные инициативы. Президент и Правительство РФ активно поддерживают инновации в логистике. 1 августа 2024 года стартовал эксперимент по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Платформа представляет собой единый механизм для обмена всеми видами документов при доставке грузов, к ней подключатся крупные участники рынка — как «РЖД», S7 Cargo.
Государственная поддержка также включает программы по развитию инфраструктуры, финансирование, создание благоприятных условий. Базовые бюджетные ассигнования на развитие транспортной системы в 2024 году увеличены на 42 млрд рублей.
На период 2025-2030 годов готовится нацпроект «Развитие транспортной инфраструктуры», в основу которого ложится транспортно-экономический баланс единой транспортной сети.
Государственная поддержка, финансирование и субсидирование отрасли, а также подготовка кадров помогают логистической системе качественно выполнять свои функции. И постепенно оцифровка всех процессов становится условием для качественного развития и существования рынка и его игроков.