Top.Mail.Ru
$ 62.00
 108.40
£ 75.25
¥ 47.09
 61.80
Нефть WTI 112.04
GOLD 1846.67
РТС 1239.83
DJIA 31261.90
NASDAQ 11354.62
BTC/USD 29235.60
мнения

Растительное мясо и роботы на кухне

Фото: onurdongel / Getty Images Фото: onurdongel / Getty Images

Во время карантинных ограничений исключительно востребованными оказались проекты в сфере фудтеха — связанные с производством, приготовлением или доставкой еды на основе высокотехнологических решений. О трех нишах, в которых выгоднее всего запускать сегодня фудтех-стартап, в колонке для журнала «Компания» рассказывает сооснователь Qummy Артем Симонянц.

Инвестиционный бум

Рост мирового рынка пищевых технологий и привлечение в него крупных инвестиций — устойчивый тренд последних лет. По данным Emergen Research, в 2019 году объем фудтех-рынка оценивался в $220 млрд, а к 2027-му он, предположительно, достигнет $320–350 млрд при среднем росте в 5,5–6 % ежегодно. В том же 2019 году в мире было запущено больше 4 тысяч фудтех-стартапов, которые сумели привлечь колоссальные $20 млрд инвестиций.

Существуют десятки фондов, специализирующихся на инвестициях в фудтех, а самые заметные сделки в этой отрасли в 2021 году исчисляются сотнями миллионов долларов. Вот лишь несколько впечатляющих цифр, которые можно обнаружить на сайте Crunchbase: CAVU Venture Partners инвестирует в отрасль $617 млн, S2G Ventures — $505 млн, а Big Idea Ventures — $425 млн.

Россия не отстает от мировых тенденций — несмотря на насыщенность рынка фудтеха, он привлекателен как для предпринимателей, так и для инвесторов. Только за 2020 год фудтех-рынок в России вырос в два раза на фоне режима самоизоляции, причем последующее снятие ограничений не повлияло на положительную динамику.

Все эти цифры говорят о том, что у новичков точно есть хорошие шансы найти свое место на фудтех-рынке. Конечно, это не означает, что любая свежая идея легко превратится в многомиллионный бизнес: количество фудтех-стартапов, появляющихся ежегодно, невозможно даже подсчитать, поскольку многие погибают, не успев собрать первые инвестиции.

Роботы и автоматизация

Коронавирус сильно ударил по рынку общественного питания и показал, помимо прочего, насколько сфера зависима от человеческого фактора. Ключевыми тенденциями для дальнейшего развития фуд-индустрии стали роботизация на всех этапах производства и доставки еды, а также безопасность, подразумевающая стерильность и бесконтактность. Поэтому совершенно точно будут востребованы технологии и сервисы, позволяющие исключить человеческий фактор, автоматизировать и ускорить процессы создания продуктов и их доставки до конечного потребителя.

Если посмотреть на всю цепочку создания пищевых продуктов, то можно заметить, что роботы уже заменили человека на многих этапах. Например, комплексы с машинным зрением принимают сырье от поставщиков автоматически и в любое время суток. Машины успешно справляются с обработкой и нарезкой овощей, выпечкой блинов, формовкой котлет.

Автоматизация затронула и склады готовой продукции — здесь давно и в разы более продуктивно, чем люди, трудятся роботы. В ряде стран, таких как Швеция, Норвегия, США, успешно прошли испытания беспилотных грузовых автомобилей. Управляемые искусственным интеллектом, такие транспортировщики сами заезжают на склад, робот-погрузчик укладывает в них необходимое количество товара, а беспилотный автомобиль вовремя доставляет груз адресату.

Инвестиции в робототехнику в мире меньше чем за пять лет увеличились почти в два раза: с $71 млрд в 2015 году до $135 млрд в 2019-м, что явно свидетельствует о привлекательности ниши и перспективах дальнейшего роста.

Мясо из пробирки

При сохранении текущих темпов роста населения потребность в мясе будет увеличиваться, и мы неминуемо придем к необходимости производить его альтернативными способами. Кроме того, серьезный урон, наносимый планете животноводством — эрозия почвы, выбросы парниковых газов и др., — минимизируется, если выпуск альтернативного мяса будет поставлен на поток. Со временем это станет выгодно и с финансовой точки зрения: технологии производства искусственных белков будут совершенствоваться и станут экономически целесообразнее, чем традиционное животноводство.

По данным BCG и Blue Horizon, объем производства искусственного мяса, яиц, молочных продуктов и морепродуктов через 15 лет может достичь $290 млрд. Согласно отчету лондонской Farm Animal Investment Risk & Return, более 20 стартапов на рынке искусственных белков привлекли около $1,4 млрд только за первые семь месяцев 2020 года, а инвестиции непосредственно в мясо на растительной основе выросли до $1,1 млрд по сравнению с $457 млн за весь 2019 год.

Если говорить о вкусовых качествах искусственного мяса, то еще 5 лет назад они сильно отличались от привычного нам стейка. Сейчас почувствовать разницу порой просто невозможно — недаром многие крупные игроки на рынке общественного питания начали внедрять альтернативные белки в свои продуктовые линейки. Например, «Макдоналдс» в этом году запустил в ряде стран продажи бургеров с котлетой на основе горохового белка.

Российский рынок, по оценкам агентства Deloitte Consulting, составляет 0,7–0,8% от общеевропейского. В нашей стране есть свои проекты, которые постепенно получают все большее распространение. Например, производитель растительного мяса «Высший вкус», выпускающий 27 наименований колбасной продукции и паштетов, с 2018-го каждый год растет на 30–40%. Заметное место на рынке также занимают котлеты и фарш из бобовых культур, выпускаемые под брендом Welldone, и широкая линейка различных растительных мясозаменителей от компании Greenwise.

Суперапп в кармане

Сектор доставки готовой еды и продуктов даже до введения ограничений, связанных с коронавирусом, показывал 25% роста в год. Во время пандемии, по разным оценкам, он и вовсе достиг 40–50%. Столь высокие цифры во многом связаны именно с увеличением популярности приложений по доставке.

Если говорить про доставку еды, то есть важный нюанс, который стоит учитывать любому стартаперу: разрабатывать подобные проекты в отрыве от дарксторов на сегодняшний день недальновидно. Современный клиент хочет иметь в кармане суперсервис, который удовлетворит все его потребности в товарах в один клик. Вероятно, выживут и будут востребованы компании, которые смогут такой сервис организовать. Этот тренд уже можно наблюдать в приложениях крупнейших сетей продовольственных магазинов — они неслучайно предлагают приобрести не только продукты питания и товары первой необходимости, но и большое количество готовых блюд. Логика здесь простая: чем выше частота заказов, тем выгоднее доставка. Доходность сильно возрастает, когда, кроме привычных товаров, в ассортимент входит и горячая еда: увеличивается средний чек и количество позиций в заказе.

Стратегии и риски

Каждая из описанных выше ниш выглядит перспективной для старта нового бизнеса. Однако следует учитывать особенности выбранного направления, правильно расставлять акценты и держать в голове возможные риски.

Занимаясь роботизацией, нужно помнить, какие ценности для бизнеса она несет, и делать ставку именно на них. Это и существенное сокращение операционных расходов, и более выгодная экономика за счет высокой производительности, и избавление от рисков, связанных с человеческим фактором, и удобство внедрения и использования созданных решений.

В производстве искусственного мяса и других белков важно сфокусироваться на реальных предпочтениях конечного потребителя, постоянно проверять свой продукт, получая быструю обратную связь от рынка. Помните, это одна из наименее прогнозируемых и слабо исследованных сфер, где много неизвестных. Мы только в начале пути — влияние искусственных продуктов на человека наверняка будет предметом многочисленных исследований в ближайшие годы. Это новая реальность, в которой люди никогда не жили, а поэтому детально прогнозировать бизнес в этой нише на много лет вперед будет сложно.

При создании супераппа стремитесь в одной кнопке объединить разные сервисы. Ведь, чтобы минимизировать риски бизнеса, связанного с доставкой, нужно закрыть потребности клиента по максимуму, предложив ему бытовые товары, еду и услуги в одном месте.

Еще по теме