Равнение на глубинку
Отвечая на запросы общества, все крупные федеральные СМИ пытаются перенести центр тяжести именно на "работу "на местах". Однако на поверку оказывается, что это требует фактической перестройки бизнес-модели. Если раньше большинство крупных федеральных изданий традиционно обходилось громоздкими локальными корпунктами, в итоге все равно завязанными на столичных редакторов, то сегодня подобный стиль работы более нельзя считать эффективным.
Вопросы о том, как федеральные медиа планируют осуществлять региональную экспансию, на днях обсуждались на "круглом столе" "Федеральные СМИ в регионах: новая модель, новая аудитория, вопросы кибербезопасности" в Совете Федерации, в котором приняли участие "РИА-Новости", РБК, "Интерфакс", ООО "Айньюс", "Комсомольская правда", ИТАР-ТАСС, "Рамблер-Афиша-СУП", а также представители "чистых" интернет-медиа и блогеров - Livejournal и SmartNews.
Ориентация федеральных изданий именно на "немосковские" новости, как признают участники рынка, - сейчас одна из самых востребованных и экономически эффективных моделей развития СМИ. "Сегодня локальный контент высоко востребован практически во всех регионах. Поэтому и офлайновые федеральные СМИ имеют разветвленную региональную сеть, куда входят партнеры, представительства, дочерние предприятия. А учитывая бурный рост региональных рекламных рынков в 2000-е годы, интерес к регионам будет только расти", - констатирует директор по развитию цифрового направления и новым медиа региональной сети ЗАО "Аргументы и факты" Денис Халаимов. Вместе с тем, отмечают эксперты, привычные корпункты, актуальные еще пятнадцать лет назад, в наше время уже не могут выполнять задачи, стоящие перед медиа. "Сегодня есть всероссийская проблема передачи контента, - отмечает исполнительный директор ООО "Айньюс" Ашот Габрелянов. - Событие может произойти там, где через две минуты окажутся военные, через час ФСБ и ФСО, а журналисту надо создать видео и передать его. Для этого нет технической возможности - надо тянуть провод либо иметь спутниковый передатчик. Люди же в Сети смотрят именно видео, скачивают, его и надо передавать. Выиграет на рынке тот, кто сможет передавать видео в режиме реального времени". Именно поэтому, признали участники "круглого стола", своеобразной "точкой опоры" для крупных федеральных СМИ могут стать блогеры на местах - представители гражданской журналистики. Они не всегда готовы представить качественный с профессиональной точки зрения продукт, зато объективно не имеют себе равных по оперативности. "Сегодня СМИ пользуются большим влиянием, чем блогеры, но лет через пять ситуация изменится", - прогнозирует директор по маркетингу блог-хостинга LiveJournal Олег Бармин. Тот факт, что будущее российской федеральной журналистики именно за экспансией в регионы, подтверждается и социологическими исследованиями. Сегодня количество пользователей Сети в нашей стране увеличивается главным образом за счет регионов. Так, по информации главного редактора сайта "Комсомольской правды" Олеси Носовой, в прошлом году число пользователей Интернета выросло на 15%, причем 93% из них - это люди, живущие за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Самый крупный прирост, констатирует Олеся Носова, наблюдается за Уралом. При этом региональный читатель традиционно больше доверяет центральным федеральным СМИ, а не местным или районным. В первом российском рейтинге интернет-СМИ "Региональный охват", составленном Институтом приоритетных региональных проектов, сайт "Комсомольской правды" kp.ru оказался на первом месте. Второе место получил молодой интернет-ресурс SmartNews.ru, на третьем - интернет-портал газеты "Московский комсомолец".
В этой связи на удачный стартап SmartNews стоит обратить отдельное внимание. Созданный год назад, сегодня он располагает общей аудиторией свыше 11 млн человек. Порталу удалось реализовать принципиально новую модель региональной экспансии.
"Когда год назад мы задумывали наше издание, то сделали упор на гражданскую журналистику, - поясняет главный редактор SmartNews Сергей Яковлев. - Мы предложили всем желающим площадку, где они могут высказывать свое мнение, писать авторские материалы".
И расчет оказался верным. Сегодня SmartNews уже смог обогнать таких "мастодонтов" рынка, как "Лента.ру", "Грани.ру", "Ридус.ру", а также сайты с говорящими названиями - Regnum.ru и Regions.ru. Механизм, по словам главного редактора, достаточно прост. "Корреспондентов мы набираем - у нас порядка 150 человек. Около 60 корпунктов. А вот многочисленные авторы к нам приходят сами. Сегодня число авторов, зарегистрированных на сайте издания, превысило 20 000 человек. Портал построен таким образом, что любой автор может стать участником производства контента", - рассказывает Сергей Яковлев.
Стоит отметить, что SmartNews уже не первый раз получает высокие оценки в профессиональных конкурсах. Еще в начале текущего года компания Apple назвала этот ресурс одним из лучших среди российских приложений в AppStore, а несколько месяцев назад SmartNews получил "золото" на "Бренде года" от Effi/Russia. "Я очень рад, что SmartNews оказался в компании таких известных брендов, это действительно признание", - подчеркнул Сергей Яковлев.
Кстати, крупные медиахолдинги сегодня также уделяют внимание именно региональным стартапам. Напомним, что весной 2013 г. на отечественном медиарынке бурно обсуждались новости о скупке медиамагнатом Виктором Шкулевым (совладелец издательской компании "Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп") региональных СМИ. Так, в марте в состав "ИнтерМедиаГруп" вошел городской сайт Екатеринбурга Е1, а также "Независимые городские сайты" (НГС) - новосибирская компания, занимающаяся построением региональной сети городских сайтов. НГС, начинавшая как исключительно городской портал, сегодня работает в Красноярске, Омске, Барнауле, Кузбассе и других городах. Как сообщает ИД "Коммерсантъ", сумма сделки неизвестна, но счет идет на десятки миллионов долларов.
"Тенденция к повышению интереса СМИ к регионам должна быть устойчивой, поскольку она выглядит очень своевременной, - рассуждает Кира Завьялова, аналитик "Инвесткафе". - Дело в том, что медиабизнес требует постоянного производственного и финансового роста. При этом, поскольку он существует на доходы от рекламы, то выражаться этот рост должен на операционном уровне увеличением аудитории, а на финансовом - увеличением поступлений от рекламы. Наибольший объем рекламного рынка сегодня сосредоточен в двух столицах, однако здесь уже давно присутствуют факторы, ограничивающие темпы роста. Это, во-первых, жесткая конкуренция внутри сегмента традиционных СМИ, во-вторых - соперничество с новыми медиаресурсами, Интернетом, цифровым и кабельным ТВ. Соответственно рекламные доходы перераспределяются, и игрокам, в том числе и федеральным, приходится искать новые точки роста".
Аналитики уверены, что вложения в региональные проекты перспективны и финансово выгодны. Сегодня средняя стоимость ресурса с высокой региональной составляющей и хорошим рейтингом цитируемости - на примере SmartNews - оценивается экспертами в $7-8 млн. Уже очевидно, что в выигрыше окажутся те игроки рынка, которые не только сумеют вовремя, что называется, застолбить площадку в регионах, но также выберут оптимальную бизнес-модель для своего развития. В этом смысле новые и молодые издания даже имеют некоторое преимущество перед "ветеранами" рынка. Последним предстоит еще реформировать старые громоздкие структуры, в то время, как стартапы располагают возможностью изначально выстроить свою работу, опираясь в том числе на тех же блогеров.