Top.Mail.Ru
первые лица

«Раз в неделю к нам приходит EdTech-проект и предлагает его купить»

Марианна Снигирева. Фото: из личного архива Марианна Снигирева. Фото: из личного архива

Рынок онлайн-образования вместе с другими сферами бизнеса попал под кризисный каток. Небольшие компании не выдерживают конкуренции и теряют доходы и веру в российский рынок. При этом крупные удваивают выручку, наблюдая за изменившейся мотивацией студентов. О популярных курсах, пиратстве и спросе на онлайн-образование в кредит — в интервью журналу «Компания» рассказала СЕО «Нетологии» Марианна Снигирева на полях конференции Tinkoff eCommerce.

Потерял ли EdTech игроков с началом кризиса? Как рынок отреагировал на кризисную турбулентность?

— В EdTech очень разная ситуация — все зависит от размера компании. «Нетология» — крупная компания, мы по доходам выросли в два раза относительно 2021-го и не ощутили каких-либо просадок. Некоторые небольшие компании все же ушли с рынка — не все выдерживают конкуренцию, потому бюджеты маленькие.

Увеличился ли с начала года процент пользователей, покупающих курсы в кредит?

— Да, показатель вырос. До 24 февраля было порядка 50% покупок курсов в кредит, сейчас 60% — да, рост, но не такой уж и драматичный.

С чем вы связываете изменения? Со снижением платежеспособности населения?

— Мне кажется, это происходит из-за увеличения доли людей, обучающихся новой профессии для трудоустройства. Они учатся уже не для саморазвития, а для профессии, нового дохода. В этом случае деньги будешь искать любыми способами, только бы научиться. Онлайн-курсы сейчас становятся первой необходимостью.

Во втором квартале 2022 года общая выручка топ-100 российских EdTech-компаний составила 19,4 млрд рублей, подсчитали аналитики Smart Ranking. Относительно предыдущего квартала рынок упал на 14,5%.

По мнению аналитиков, на это повлияли снижение покупательской способности, усиление регулирования отрасли, а также снижение инвестиционных и кредитных возможностей. При этом относительно второго квартала 2021-го рост произошел на 10,7%

прочитать весь текст
Какие курсы «Нетологии» особенно популярны у россиян в 2022 году?

— У нас пять основных направлений: программирование, дизайн, аналитика, продакт- и проджект-менеджмент. Все пять направлений популярны до сих пор, но интернет-маркетинг просел из-за событий с блокировкой инструментов. То есть было сложно понять, как продвигать рекламные компании без Google, Facebook*, Instagram*. Еще это направление потеряло популярность из-за сокращений компаниями бюджета на маркетинг.

Самым популярным стало программирование?

— У программирования в этом году очень сильный подъем. Во-первых, это происходит из-за нехватки специалистов. Во-вторых, власти предлагают им льготную ипотеку, освобождение от мобилизации и другие фишки.

Но, в целом, пять направлений остаются очень популярными.

А что насчет пиратства? Увеличилось ли в сети число «слитых» с «Нетологии» курсов с начала года?

— По нашим замерам, не увеличилось. Фиксировали много утечек в 2018 году, но теперь их в разы меньше. Мы стали лучше защищаться, например, меняем настройки плеера, связанные с доступом к видео. А еще улучшаем юридическую защиту. Как только обнаруживаем пиратов, связываемся с ними, стараемся заблокировать кошельки. В целом, это бесконечная история, ведь пираты всегда могут записать скринкасты.

Еще мы нашли множество мошеннических сайтов, которые якобы продают доступ к курсам. На деле курсов у них вообще нет, просто торговля воздухом. Я однажды сама пыталась воспользоваться их услугой, чтобы узнать, какой из наших курсов им «слили». Но после оплаты данные для доступа так и не прислали. Все это стоило 2 тыс. рублей.

В одном из недавних интервью вы говорили, что рынок EdTech ждут неизбежные поглощения и слияния. Говорили ли вы в этот момент о «Нетологии»?

— Нет, с нашей стороны ничего из этого не планируется. Хотя раз в неделю к нам приходит небольшой EdTech-проект и предлагает его купить. Это как раз те компании, которые не выдержали конкуренции, или просто собирающиеся уходить с российского рынка, разочаровавшись в нем.

Мы, честно говоря, никого не покупаем, потому что не видим экономического смысла: они обычно очень задирают ценник. Нам проще такие же курсы, какие предлагают эти проекты, сделать самим.

Рейтинг российских EdTech-компаний, по данным Smart Ranking, продолжают возглавлять Skillbox Holding с выручкой во втором квартале в 2,3 млрд и годовым ростом в 5,8%. «Нетология» в рейтинге занимает десятое место с выручкой 625 млн рублей и годовым ростом в 108,3%.

«Нетология» была основана в 2011 году предпринимателем и маркетологом Максимом Спиридоновым и Юлией Спиридоновой-Микедой. В разное время в компанию инвестировали в InVenture Partners, Buran Venture Capital и «дочка» «Северстали» TalentTech.

прочитать весь текст

* Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Еще по теме