Top.Mail.Ru
архив

Разборчивая невеста

Самарский сотовый оператор СМАРТС предпочитает играть по собственным правилам. Это единственная фирма, решившаяся подать в суд на Минсвязи. На предложение МТС о покупке СМАРТС ответила отказом. Политика неприсоединения может, по мнению аналитиков, завести компанию в тупик.

 

«Причина их проблем – жадность, которая им дорого обойдется», – так

прокомментировал ситуацию вокруг СМАРТС (Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем) один из отраслевых аналитиков. Впрочем, покуда московские эксперты пророчат СМАРТС проблемы из-за нехватки денег на развитие, сама СМАРТС расширяет бизнес и не устает критиковать своих соперников за неджентльменское поведение на рынке, а Министерство связи России – за непрозрачность политики.

 

Сватовство майора

Компания МТС заинтересовалась поволжской лицензионной зоной в 2001 году. Как и в большинстве регионов, МТС решила купить самого крупного местного GSM-оператора. В начале переговоров стартовая цена, предлагаемая сторонами, различалась в два раза. В начале 2002 года переговоры МТС и СМАРТС о поглощении были приостановлены.В практике МТС уже были случаи, когда приобретение регионального оператора шло тяжело, но впервые оно не состоялось.

Обе стороны неохотно говорят о подробностях переговоров: по неофициальной информации, владельцы СМАРТС хотели получить около $180 млн, а МТС готова была предложить менее $100 млн. В начале 2002 года МТС отчаялась договориться с акционерами СМАРТС и подала заявки на частоты в диапазоне 900 МГц в Астраханской, Волгоградской, Самарской и Саратовской областях. Через три месяца МТС получила частоты, что вызвало возмущение у СМАРТС, которая подала в Минсвязи аналогичные заявки еще в 1999 году. Руководство поволжского оператора разослало несколько резких писем в адрес чиновников Государственного радиочастотного центра (ГРЧЦ) и лично Леониду Рейману.

Рассчитывая в дальнейшем развиваться самостоятельно, СМАРТС решила получить частоты и в столице. Для этого она приобрела 60% акций московской компании «Трафик», которая к тому моменту уже подготовила пакет документов, подписанных военными. Документы эти подтверждали, что подконтрольные Минобороны организации, занимающие часть GSM-частот в Москве и Московской области, готовы «подвинуться». В результате этого соглашения в столице появлялась полоса частот, которую бы мог использовать еще один оператор.

В прошлом году аналитики заговорили о СМАРТС как о возможном претенденте на роль четвертого федерального оператора. Представители компании тоже не скрывали своих федеральных амбиций. Однако ГРЧЦ и на этот раз отказал СМАРТС, сославшись на отсутствие «технических возможностей». Тогда компания подала в суд на Министерство связи.

Теперь перспективы дальнейшего развития СМАРТС аналитики называют неясными. По их мнению, компания «перестаралась», торгуясь с МТС. Столичный рынок оказался ей не по зубам, и выстоять в одиночку компании будет непросто.

«СМАРТС была слишком гордой и независимой, а такое поведение в условиях современного рынка стоит дорого», – говорит аналитик DeutscheBank Юлий Матевосов. По его мнению, сейчас СМАРТС не нужна ни одному из трех федеральных операторов, так как «большая тройка» уже хорошо представлена в Поволжье. «Что касается федеральных амбиций, здесь все тоже непросто, – полагает Матевосов. – Место для четвертого оператора на рынке есть, однако совершенно непонятно, почему им должна стать именно СМАРТС. Каждая из компаний «большой тройки» вкладывает в свое развитие по $300 млн в год. У СМАРТС нет таких денег, и непонятно, откуда она сможет их привлечь. Скорее компания в какой-то момент может остановиться в развитии и стать генератором прибыли для нескольких акционеров, в том числе главы компании Геннадия Кирюшина и сына губернатора Самарской области Алексея Титова. Это был бы замечательный пенсионный вклад, но тогда не стоит ждать, что компания разовьется во вторую МТС».

 

Выстоять в одиночку

Глава СМАРТС Геннадий Кирюшин является одним из пионеров сотового бизнеса в России. В детстве Кирюшин хотел продолжить семейную традицию и стать водителем-дальнобойщиком, потом поступал в Одесское мореходное училище, но не прошел из-за слабого зрения. Учился в Одесском электротехническом институте связи им. А.С. Попова, а после его окончания работал в различных должностях на предприятиях Минсвязи и занимался научной деятельностью, стал кандидатом технических наук. В 1991 году Кирюшин возглавил компанию СМАРТС.

В те же годы возник еще один сотовый оператор – «Вымпелком», детище другого связиста, доктора наук Дмитрия Зимина. Некоторое время СМАРТС и «Вымпелком» развивались по сходному сценарию. Переломный момент для операторов наступил тогда, когда стала очевидной нехватка оборотных средств для дальнейшего развития сетей. К обеим компаниям обратились с предложениями крупные стратегические инвесторы.

В 2001 году Дмитрий Зимин отказался от контрольного пакета «Вымпелкома», продав его группе «Альфа». В результате у компании появился стратегический инвестор, обладавший необходимыми средствами для развития сети в Москве и экспансии в регионах. Последовавшие изменения позволили «Вымпелкому» догнать МТС и конкурировать с неюна равных в течение последних полутора лет.

Геннадий Кирюшин и акционеры СМАРТС предпочли сохранить свою власть в компании.

Кирюшин заявил «Ко», что не считает завершение переговоров с МТС неудачей. «С момента окончания переговоров мы выросли многократно, – заявил он, – к примеру, в 2004 году планируется затратить на развитие сети около $100 млн».

Действия СМАРТС выглядят очень последовательными. В 2003 году компания планирует ввести в строй около 1000 базовых станций и увеличить емкость сети более чем на 700 000 номеров. В развитие бизнеса СМАРТС вкладывает собственные средства, а также деньги, полученные от размещения долгосрочных облигаций на российском фондовом рынке. Компания уже дважды успешно размещала облигационные займы на общую сумму около $25 млн.

Оборудование для сети приобретается в лизинг. Прибыль СМАРТС в 2002 году составила $23,8 млн. По словам представителей компании, недостатка в предложениях от потенциальных инвесторов нет. «Только за последние два месяца с различными предложениями к нам обратились несколько российских и западных инвесторов, – говорит коммерческий директор СМАРТС Андрей Гирев. – Сейчас компания проводит тендер среди андеррайтеров на право организации первого размещения акций на российском фондовом рынке ценных бумаг. Оно планируется к весне 2004 года».

Относительно компании «Трафик» руководство СМАРТС также спокойно. Как пояснил Гирев, судебный процесс против Минсвязи продолжается и менеджмент СМАРТС уверен, что в конце концов компании удастся получить частоты в Москве. Относительно конкуренции с уже действующими в столице операторами Гирев заметил, что московская сеть будет окупаемой, даже если в нее не удастся привлечь вообще ни одного абонента: прибыль планируется получать за счет роумингового трафика, который сейчас идет по сетям других операторов.

 

Цена вопроса

Сможет ли СМАРТС успешно развиваться без слияния с другими операторами? Большинство из опрошенных «Ко» аналитиков телекоммуникационного рынка в этом сомневается. Эксперты считают, что СМАРТС уже упустила возможности вступить в альянс с более крупными конкурентами. У компаний «большой тройки» на сегодняшний день есть лицензии в Поволжье. Их может заинтересовать лишь абонентская база СМАРТС – 1 млн человек. По оценкам Юлия Матевосова, при покупке компании сумма сделки должна рассчитываться исходя из цены за одного абонента примерно в $300 – $350. «Но за $300 млн СМАРТС, вероятно, продаваться не захочет», – предполагает Матевосов. При этом аналитик не исключает возможности недружественного поглощения, которое снизит стоимость компании.

«Не думаю, что кто-то из федеральных операторов станет покупать СМАРТС, поскольку у федеральных операторов сильные позиции в Поволжском регионе, – говорит аналитик JSon & Partners Оксана Панкратова. – Первыми в Поволжье проникли «МегаФон» и «Вымпелком». После ряда покупок МТС тоже значительно упрочила свои позиции. Наиболее логично было бы компании СМАРТС объединить усилия со «Связьинвестом». СМАРТС и «Связьинвест» совместно владеют большинством операторов, работающих под торговой маркой СМАРТС, а «Связьинвест» намерен и дальше развивать связь стандарта GSM в Поволжье».

Андрей Гирев подтвердил, что СМАРТС вела переговоры о стратегическом сотрудничестве со «Связьинвестом», однако недавно они были заморожены. Возможно, это произошло в связи с приближающейся приватизацией «Связинвеста».

Аналитики BrunswickUBS предлагают более экстремальный вариант развития событий. По их мнению, активы СМАРТС могут быть проданы по частям «Связьинвесту», МТС и «Вымпелкому».

Представитель одного из федеральных операторов на условиях анонимности высказал свое мнение о возможной судьбе СМАРТС: «Мы считаем, что они рано или поздно продадут бизнес. Вопрос этот еще не закрыт. Но как и когда это может произойти, пока неясно».

Представители СМАРТС, в свою очередь, не отрицают возможности продажи своих активов. «В бизнесе все возможно. Однако пока мы сами покупаем более мелких операторов», – говорит Кирюшин. При этом руководство СМАРТС заявляет, что не намерено продавать компанию за бесценок, несмотря ни на какое давление.

 

«Он уважать себя заставил…»

С начала 2002 года СМАРТС увеличила свою абонентскую базу более чем в четыре раза. В компании не сомневаются, что успешное самостоятельное развитие вполне возможно: «Работы для всех операторов невпроворот, и до начала жесткого переманивания абонентов еще пройдет два-три года».

«Во всем мире мелкие компании уживаются с крупными, – говорит менеджер отдела корпоративных финансов PricewaterhouseCoopers Вадим Говердовский. – К примеру, в США и Европе появляется все больше гигантских моллов, но с ними соседствуют «магазины около дома».

В свою очередь, старший консультант KPMGАлександр Кириллов предполагает, что СМАРТС может заставить федеральных операторов считаться с собой:

«Сейчас главная задача компании – сохранить свою долю на рынке. Оператор может сконцентрировать все ресурсы на своем самом сильном направлении и препятствовать активному развитию конкурентов в этом сегменте. Вполне возможно, когда федеральные операторы поймут, что им сложно бороться со СМАРТС, они в конце концов предложат более привлекательную цену».

Еще по теме