Разделяй и властвуй: что такое Shared Data Plans
Над разделением интернет-трафика между несколькими устройствами операторы массово задумались в 2012 г. Тогда же состоялись и первые запуски тарифов под условным названием Shared Data Plans. Первопроходцами можно назвать американских операторов, у которых сегодня уже миллионы клиентов успешно делят мобильный Интернет между несколькими счетами. С тех пор к группе первооткрывателей присоединились Швеция, Канада, Япония, Южная Корея, а теперь и Россия.
Несмотря на обширный накопленный опыт, единой успешной модели для Shared Data Bundles не существует. Успех зависит как от особенностей потребления в каждой конкретной стране, так и от технических возможностей оператора и того варианта услуги, который он готов дать. То, что пользуется огромной популярностью в одной стране, может с треском провалиться в другой. Единственное, что справедливо для всех - схожая рыночная ситуация. Она и подталкивает операторов к запуску разделяемых пакетов. Shared Data Plans зачастую становится наиболее эффективным инструментом конкурентной борьбы на перенасыщенных рынках, где актуальны повышение лояльности и удержание клиентов, а также поиск новых источников увеличения выручки.
Обязательным условием запуска можно назвать и высокий уровень проникновения интернет-устройств. Если подключать к интернет-пакету нечего, то и надеяться на успех Shared Data Plan не стоит. Лидерство американских операторов в первую очередь и обусловлено очень высоким уровнем проникновения различных дополнительных девайсов. В среднем на одного пользователя в Северной Америке уже приходится до пяти дополнительных гаджетов. В России этот показатель приближается к трем, что тоже немало. По нашим данным, у 40% наших клиентов, использующих смартфоны, уже есть планшеты.
Несмотря на различные результаты запусков у разных операторов, и они, и аналитики в целом единодушны в описании преимуществ Shared Data Plans. Это бóльшая стабильность абонентской базы, привлечение в базу новых контрактов в виде новых интернет-устройств, обеспечение себе конкурентного преимущества, привлечение продвинутой аудитории, склонной к активному использованию интернет-сервисов, а также рост выручки. Хотя последнее не всегда справедливо. За счет оптимального расходования общих пакетов пользователь зачастую начинает тратить меньше, поэтому некоторые операторы даже перешли от термина ARPU (средняя выручка на пользователя) к термину ARPA (средняя выручка на аккаунт). Из сложностей запуска Shared Data Plans также принято отмечать дороговизну внедрения, не только технического, но и в части выстраивания правильного процесса продаж. Но, на мой взгляд, самой серьезной зоной риска является этап обучения рынка и пользователей новому подходу. Именно здесь наиболее высока вероятность провала. Феноменальный успех Shared Data Plans в ряде стран обусловлен тем, что операторы ранее уже провели очень серьезную многолетнюю работу по продвижению тарифов с разделяемыми пакетами минут и SMS, поэтому концептуально разделение пакетов Интернета не являлось чем-то новым.
В России мы только начинаем работу по популяризации разделяемых пакетов. Вместе с тем, условия на рынке дают основания для позитивных прогнозов. Постоянный рост таких показателей, как проникновение смартфонов и планшетов, количество пользователей мобильного Интернета, подсказывает, что наш Shared Data Plan, "Интернет на все", придется очень кстати. Промедление с инновациями на сегодняшнем российском рынке может дорого обойтись.
Александр Поповский, исполнительный вице-президент по развитию массового рынка ОАО "Вымпелком"