Разделяй и властвуй: бизнес HP поделили
Более года назад корпорация HP объявила о планах по масштабной реструктуризации: в ноябре текущего года единый бизнес был разделен на два направления, каждым из которых теперь будет заниматься отдельная, вновь созданная компания. Hewlett Packard Enterprise займется направлением технологической инфраструктуры, ПО и услуг для корпоративных клиентов. Вторая сохранит за собой уже ставший привычным для всех логотип HP, сосредоточится на разработке персональных систем и устройств печати и будет называться HP Inc.
«Реструктуризация позволит укрепить конкурентоспособность, повысить качество обслуживания заказчиков, вывести на новый уровень отношения с партнерами и обеспечить максимальную выгоду для акционеров, – рассказал «Ко» Алексей Воронков, генеральный директор HP Inc. в России. – Каждая из двух компаний будет развивать свои группы технологий, а также получит солидные финансовые ресурсы, которые помогут им быстро адаптироваться к новым реалиям рынков и генерировать стабильную прибыль в долгосрочной перспективе».
Однако это вовсе не означает потери доли рынка, который контролировала единая компания, напротив, разделение позволит вывести каждую из новых фирм на новый, более высокий технологический и финансовый уровень, уже в самое ближайшее время они смогут войти в список Fortune 50.
По словам первого вице-президента группы «Техносерв» Евгения Закрепина, в HP идет разделение бизнеса на высокотехнологичный IT-бизнес для работы с крупными предприятиями, и бизнес по созданию и продвижению массового продукта – компьютеров, принтеров, расходников и другой периферии. Это делается для лучшей управляемости и развития каждого из подразделений. У них различные бизнес-процессы и принципы развития. «Думаю, что такое разделение позволит и той, и другой компании упрочить свои позиции на выбранных рынках, а также улучшить финансовые показатели», – считает Евгений Закрепин.
«В целом для бизнеса это дает положительный эффект. Компании избавляются от производства товаров с малой добавленной стоимостью и фокусируются на разработке более сложных продуктов, что повышает интеллектуальный уровень сотрудников и престиж компании. Это правильные преобразования, и их следует ожидать на рынке», – уверен генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ Владимир Княжицкий.
«Судя по всему, акционеры компании ожидают, что рыночная капитализация отдельно торгующихся активов в совокупности превысит капитализацию единой компании. Подобный эффект действительно достижим, если темпы роста финансовых и операционных показателей в одном сегменте существенно превышают таковые в другом», – соглашается финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. В этом отношении типичен пример компании eBay, которая недавно выделила быстрорастущий сервис PayPal и добилась таким образом значительного роста совокупной рыночной капитализации обоих компаний.
«Одна из важных задач, которая стоит перед нами – это, безусловно, задача по повышению прибыльности бизнеса наших партнеров и заказчиков, учитывая, конечно, и реальные размеры рынка, – не скрывает Алексей Воронков. – К тому же, в нынешних непростых условиях мы намерены не только сохранять лидерство в традиционных для нас сегментах рынка, но и открывать и завоевывать новые направления».
«Есть пример компании KraftFoods в 2012 г., когда она выделила два направления бизнеса: KraftFoods Group – для работы на рынке Северной Америки – и компанию Mondelez, ориентированную на производство снэков. Прошло почти три года, и сейчас Mondelez показывает 70-процентный рост. Считаю этот пример весьма показательным», – говорит генеральный директор компании «Открытые технологии» Сергей Половников. Есть совсем недавний пример компании Parallels, которая объявила о разделении в начале 2015 г. В результате образованы два направления бизнеса – компания Odin, которая будет ориентирована на продвижение ПО для операторов и хостинговых компаний, и собственно компания Parallels. При этом перед компаниями ставится в первую очередь задача более четкого позиционирования продуктов при их продвижении на рынок и реализация маркетинговой стратегии.
В HP не скрывают, что, помимо финансовой составляющей, акцента на рост бизнеса отдельно взятых компаний, они намерены сконцентрироваться на продвижении новых технологий. В частности, компания HP Inc. будет заниматься выпуском самых передовых в отрасли принтеров и персональных систем, включая решения в области широкоформатной и мобильной печати, а также сервисами и решениями вокруг них. Высокая рентабельность и свободный поток денежных средств новой компании позволят инвестировать в быстрорастущие рынки, такие как 3D-печать, средства творческого самовыражения и взаимодействия. «HP Inc. будет действовать в соответствии с четко определенным стратегическим планом, поэтому заказчики могут быть уверены, что уровень обслуживания останется высоким, а акционерам не стоит беспокоиться по поводу судьбы своих акций», – заверил Алексей Воронков.
«При этом, на мой взгляд, технологический бизнес компании Hewlett Packard Enterprise (разработка ПО и инфраструктурные проекты) продолжит политику поглощения мелких игроков и покупки молодых инновационных компаний. Это поможет HP быстро развивать собственные сложные технологические решения и предлагать их рынку», – говорит Сергей Половников.
«Это открывает перед ней (компанией HP. – Прим. «Ко») широкие перспективы M&A-сделок, которые можно будет провести с меньшими рисками подвергнуться антимонопольному регулированию», – добавляет Тимур Нигматуллин. Отчасти эти предположения подтверждает и президент HP Мег Уитмен, которая еще в прошлом году говорила, что теперь компания сможет «в более агрессивной манере использовать возможности, которые предоставляет стремительно меняющийся рынок». Скорее всего, речь действительно идет о возможной высокой активности новых компаний на рынке слияний и поглощений.