Top.Mail.Ru
архив

Разговор по душам

 

Собеседование – заключительный этап поступления в западную бизнес-школу. Представители школ, встречаясь с абитуриентом, преследуют две цели: во-первых, лично познакомиться с кандидатом; во-вторых, задать ему вопросы, на которые не нашлось ответов в заранее написанном эссе.

 

Все бизнес-школы пытаются развить в своих учениках способность добиваться поставленных целей. Наличие хотя бы задатков такой способности, собственно говоря, и выясняется на собеседовании.

«Писать хорошие эссе умеют многие, но отнюдь не каждый может поставить собственную пьесу», – говорит выпускник американской школы Yale Андрей Маршак, ныне финансовый аналитик инвестиционной компании «Атон».

 

Сладкие речи

Интервью обычно проводят члены приемной комиссии, бывшие выпускники, а порой и просто слушатели второго курса школы.

Собеседование необязательно проходит в самой школе. Как правило, в кампусы приезжают лишь абитуриенты, живущие поблизости. Иностранным же соискателям приемная комиссия, как правило, предоставляет возможность проводить собеседование в другом месте. Так что российские абитуриенты могут выписать интервьюера прямо в Москву, и многие пользуются этой возможностью.

Теоретически собеседование можно пройти и по телефону. Но это самый нежелательный вариант. Люди, которым довелось побывать на нескольких интервью, говорят, что если есть выбор, то лучше все-таки отдать предпочтение личной встрече.

Обычно собеседование длится 30 – 45 минут. Но в принципе интервью будет длиться ровно столько, сколько сочтет нужным интервьюер.

Во время собеседования абитуриенту обычно задают вопросы о причинах выбора именно этой школы, профессиональных достижениях и жизненных целях. Все интервьюеры задают соискателям вопросы, касающиеся их мотивации, самодостаточности и зрелости, чтобы выяснить, насколько кандидат вписывается в культуру школы.

Завоевать симпатию интервьюера получается не у каждого. «Главное – не говорить заученными гладкими фразами. Нужно попытаться быть нестандартным, – вспоминает Антон Деркач, слушатель второго курса Wharton. – К примеру, на самый распространенный вопрос (зачем мне MBA) я отвечал, что опыт бизнес-школы будет для меня ступенькой вверх, на которую мне надо встать именно сейчас, так как нельзя останавливаться в развитии. И тут же добавлял свой коронный слоган: «Больше всего в жизни я боюсь не регресса, а стагнации». Этот девиз я успешно «продавал» всем школам».

По словам Андрея Заварского, слушателя второго курса бизнес-школы Wharton, когда кандидат цитирует профессоров школы или упоминает о ее бывших выпускниках, это всегда производит на интервьюера благоприятное впечатление. «Очень важно убедить интервьюера в своей заинтересованности в школе. Для этого кандидат должен продемонстрировать неподдельный интерес к школе, быть любознательным и задавать много вопросов. Традицию «аппликант задает много вопросов» нельзя игнорировать ни в коем случае», – говорит Заварский.

Поскольку в процессе спонтанной беседы человек обычно говорит совсем не то, что написано в хорошо отредактированном эссе, интервьюер умышленно задает вопросы, которые провоцируют кандидата. «В одной из бизнес-школ меня спросили о том, что бы я хотел услышать на свой счет от декана на церемонии вручения дипломов? – вспоминает Антон Деркач. – Я ответил, что мне было бы приятно услышать от декана что-то вроде «Антон заслужил этот успех!» – пояснив, что незаслуженные успехи не могут служить основой для реального прорыва. Это было лучшее, что я мог сгенерировать за 10 секунд».

Вопросы о том, как вас может охарактеризовать ваш начальник, или о том, за что он вас критиковал больше всего за все время совместной работы, – «из той же оперы».

«В Wharton меня спросили о том, какую школу я выберу, если поступлю сразу во все, куда подавал документы, – рассказывает Андрей Заварский. – Не растерявшись, я ответил, что выбор – это всегда хорошо. И я завидую тем людям, у которых он есть». По словам Заварского, лучше не лгать приемной комиссии про то, что всю жизнь мечтал учиться только у них. Ведь все прекрасно понимают, что аппликанты подают заявления сразу в несколько бизнес-школ.

 

Способы провала

На чем обычно заваливают абитуриентов бизнес-школ? По словам людей, побывавших респондентами на интервью в бизнес-школах, завалить могут на чем угодно, но больше всего интервьюеров раздражают незнание соискателем особенностей бизнес-школы, в которую он хочет поступить, неумение поддерживать диалог, нечеткость ответов или просто абсурдные ответы. «Если вас спрашивают про опыт работы в команде, не отвечайте, что любите работать один, чтобы никто не мешал», – советует Антон Деркач.

«Плохие результаты собеседования зачастую являются следствием недопонимания, – рассказывает Сергей Плотников, вице-президент по развитию компании «НТВ-Мир», выпускник LondonBusinessSchool. – К примеру, кандидата обычно спрашивают, в какие еще школы он подал документы. Многие зажимаются и воспринимают такие вопросы как провокацию. На самом деле интервьюер всего лишь пытается по набору школ определить склад характера аппликанта».

Нетрудно догадаться, что все кандидаты перед интервью сильно нервничают. А иногда их заставляют нервничать преднамеренно. В таких ситуациях крайне важно не растеряться.

«Мое интервью для школы Tuck проходило в Москве в гостинице «Метрополь», – вспоминает Антон Деркач. – Швейцар, такой неприметный дядечка, долго и доверительно выпытывал меня, зачем это столько людей в костюмах направляются в номер гостиницы, а потом сказал: «Не ходи к ним, у тебя ботинки не те, не подойдешь ты им». После такого напутствия я чуть было не пошел домой, но пересилил себя и остался. В итоге в Tuck меня приняли».

Чтобы интервью прошло гладко, к нему следует подготовиться. «Надо заранее подготовить ответы на вопросы, которые вполне легко предугадать, – считает Владислав Мамулкин. – И когда вам, к примеру, зададут вопрос о вашем прошлом неудачном опыте, то сделайте вид, что копаетесь в памяти, а потом расскажите заранее подготовленную историю».

Универсальный совет абитуриентам от людей, которые на своем веку прошли через несколько интервью: главное – слушать интервьюера и коротко отвечать на поставленный вопрос, а не «растекаться мысью по древу».

Кроме того, выпускники и слушатели бизнес-школ советуют отвечать на вопросы размеренно, выдерживая паузы. Заранее подготовленные ответы, нервозно воспроизводимые в стиле магнитофона, – это не лучший способ угодить интервьюеру.

 

Как провалить собеседование

Простейшие способы достижения «цели»

  • Демонстрировать нервозность и выглядеть неуверенно.
  • Отвечать на вопросы не задумываясь гладкими, заученными фразами.
  • Давать на конкретные вопросы неопределенные ответы.
  • Демонстрировать, что вы почти ничего не знаете о бизнес-школе, в которую поступаете.
  • Не пытаться получить у интервьюера побольше информации про его бизнес-школу.
  • Воспринимать интервьюера как врага и демонстрировать ему это.
  • Еще по теме