«Размер приобретает все большее значение»
С концом Интернет-лихорадки на мировом рынке возникло новое поветрие – укрупнение компаний и «возвращение к истокам». По мнению вице-президента Microsoft по работе с крупными корпоративными клиентами Джонатана Мюррея, пришла пора вспомнить, что информационные технологии (ИТ) – это всего лишь инструмент для повышения эффективности основного бизнеса компании.
«Ко»: Как изменяется сейчас отношение корпораций-заказчиков к обслуживающим ИТ-компаниям? Что показывает опыт Microsoft?
Джонатан Мюррей: Два-три года назад во всем мире была эйфория по поводу Интернет-технологий. Сейчас наблюдается, я бы сказал, «возвращение к истокам». Компании стали выделять больше ресурсов на укрепление управленческих цепочек, создание более эффективных технологий управления инвестиционными проектами. Корпорации возвращаются к централизованной системе принятия решений и установлению глобальных стандартов для всех своих региональных офисов. Еще три-четыре года назад компании, как правило, оставляли решение многих вопросов на усмотрение локальных офисов, теперь почти никто из наших международных клиентов не делает этого. В основном они фокусируются на своей основной сфере деятельности. Время, когда корпорации ввязывались в непрофильные венчурные проекты, уже закончилось.
«Ко»: Изменилась ли в связи с этим стратегия самой Microsoft?
Д. М.: Да, мы концентрируемся на двух основных направлениях. Первое – это сделать нашу продукцию более защищенной и масштабируемой. Второе – дать нашим клиентам платформу для разработки собственных приложений, намного более дешевых и надежных, чем производились раньше. Именно это лежит в основе разработанной нами архитектуры Dot.Net.
«Ко»: Не так давно Microsoft приобрела компанию Navision, что позволило ей получить контроль над достаточно большой долей рынка автоматизации средних компаний. Кроме того, в США для этих целей Microsoft купила GraitPlains. Планируете ли вы другие сделки по поглощению производителей делового программного обеспечения?
Д. М.: Наша инвестиционная политика в этой отрасли имеет два основных направления – собственные разработки и приобретение технологий. В следующем году мы планируем инвестировать в создание новых технологий около $6,5 млрд – это один из самых больших бюджетов такого рода в отрасли. С другой стороны, если нашим клиентам будут необходимы какие-то технологии, которые есть у наших соседей по рынку, вполне возможно, мы будем проводить новые поглощения.
«Ко»: В последнее время на российском рынке произошло несколько крупных слиянияй ИТ-компаний, существуют ли на западных рынках какие-то тренды, объясняющие подобную тягу к альянсам?
Д. М.: На мировом рынке происходит консолидация дистрибуторских каналов производителей hardware. Параллельно идет и процесс консолидации интеграторов. Причина проста: на этих рынках все большее значение приобретает размер компании. Требования заказчиков возрастают, и, чтобы удовлетворять их, необходимо наращивать имеющиеся ресурсы. Наиболее простой путь – это слияния и образование всевозможных альянсов.
«Ко»: В свете наметившейся тенденции что вы думаете по поводу слухов о возможной покупке Sun кем-то из крупных игроков – HP или Dell?
Д. М.: Я уверен в том, что Sun все меньше и меньше удовлетворяет требованиям заказчиков. Традиционная бизнес-модель, которая лежала в основе успеха Sun, сейчас теряет эффективность. Компания вкладывала недостаточно средств в разработку новых технологий. Сегодня альянс Intel и Microsoft, продвигающий на рынке так называемую платформу Wintel, инвестирует в исследования десятки миллиардов долларов в год, и при этом решения на основе нашей платформы существенно дешевле решений Sun. Что касается самого поглощения Sun кем-то из крупных игроков компьютерного рынка, я не могу ничего об этом сказать. Вопрос очень активно обсуждался в западной прессе, но мне кажется, в этой истории больше слухов, чем реальных фактов.