Разность интересов

Об отмывании денежных средств как о государственной системе и о том, что следует предпринять для прозрачного движения денег, "Ко" рассказал руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.


- Коррупция в банках - это единичные случаи или системная проблема?

- А чем банковская система отличается от общегосударственной, где взятки и откаты стали устоявшейся практикой? Хочешь получить преференции, но не хватает дополнительных процедур? Плати. Рейдерские захваты - нормальная практика, отмывание - структурная система, связанная с коррупцией в том числе и в Центральном банке. Можно вспомнить множество примеров, когда ЦБ затягивал принятие мер в отношении тех кредитных учреждениях, где имелись признаки отмыва денежных средств.


- Как же тогда внутренние проверки, внешние? Никто уже не боится ни прокуратуры, ни Счетной палаты...

Незаконной банковской деятельностью вовсю пользуются чиновники, которые отмывают свой кэш, полученный от коррупционного бизнеса. Систему очень сложно сделать прозрачной, потому что много разных интересов в ней завязано. Поэтому и не торопятся.


- Что должно произойти, чтобы система изменилась?

- Необходима установка сверху на борьбу с отмыванием денег. Для этого следует принять жесткие меры в отношении тех, кто крышует эту деятельность. А это люди в больших погонах, с огромными возможностями. Это не один и не два человека, а целая группа. Должна быть агрессивная политика ЦБ, которая позволит грязные деньги удерживать в России. Здесь должен быть целый комплекс мер. В том числе усиление налоговых органов, финмониторинг.

Посыл есть: на прошлой неделе Владимир Путин подписал поправки в закон о борьбе с отмыванием денежных средств, уволил Дмитрия Скобелкина (заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу. Он курировал управление организации надзорной деятельности, управление международных связей и финансово-экономическое управление. - Прим. "Ко").