Разошлись по углям: Россия столкнулась с проблемами сбыта топлива
В 40–50 млрд рублей оценивается убыток угольной отрасли страны в первом квартале 2024 года. К концу года цифра может вырасти до 450 млрд рублей. Причина в том, что поставлять российское топливо практически некуда: прежние импортеры перестают покупать. Отрицательная динамика означает окончание «угольной эйфории» 2021-2022 годов. Что будет с компаниями и десятками тысяч работников — разбирался журнал «Компания».
Кто и почему отказался от российского угля
В целом объем внешних поставок на начало 2024 года упал на 8% относительно показателей годичной давности. С конца 2023 года снизили закупки российского угля все крупнейшие импортеры, в том числе Китай, Индия и Турция. Рекордсмен по снижению — Япония, сократившая потребление российского угля в 60 раз. Значительно упали объемы поставок угля в Индию и Турцию — на 55% и 47% соответственно. Китай также снижает импорт угля из России. В начале года КНР закупила на 10,5% меньше по отношению к январскому прошлогоднему уровню. При этом ощутимо нарастила закупки угля Беларусь: она приобрела в 76 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Причин такой ситуации много, и для разных стран они разные. Во-первых снизились мировые цены на этот вид топлива. Тот же Китай в целом наращивает потребление угля, пользуясь моментом. За первые месяцы 2024 года импорт у китайцев вырос на 22,9% в сравнении с показателями предыдущего года. Однако Китай предпочитает покупать уголь не в России, так как хочет сэкономить и снизить риски вторичных санкций — Поднебесная наращивает импорт угля из стран Тихоокеанского региона.
К тому же КНР активизировала собственное производство на севере страны (там добывается до трети всего китайского угля и больше половины добытого идет в другие провинции), и ввела для его защиты пошлины на российский уголь — 6% на энергетический и 3% на коксующийся для металлургии.
В целом собственная добыча угля в Китае сократилась на 4,2%, но сокращение это не за счет северных, соседствующих с Россией районах. По некоторым прогнозам, Китай сам может стать нетто-экспортером угля уже в 2024 году. Угольная стратегия страны основана в большей степени на максимальной экономической выгоде, нежели на политической конъюнктуре.
Мировой спрос на уголь, несмотря на зеленую повестку, тоже будет расти. По итогам 2023 он достиг максимума — 8,5 млрд т. И в последующие три года азиатские страны будут обеспечивать повышенный спрос на него.
Европе тоже нужен уголь: ей уже пришлось расконсервировать угольные ТЭЦ и возобновить добычу в шахтах. Можно говорить, что рынок динамично растет и столь же динамично перестраиваются на нем экспортно-импортные потоки. Выиграют в новой угольной гонке те производители, которые по-максимуму сократят издержки и смогут наладить логистику, не съедающую маржу.
Что будет с угольными районами России
Российская угольная отрасль значима для экономики страны. По масштабу сырьевой базы Россия входит в число крупнейших угольных держав мира. По данным, которые предоставили журналу «Компания» в Федеральном агентстве по недропользованию, балансовые запасы угля страны составляют 273 млрд т, в освоении находится только 17%.
«При текущем уровне добычи и объемах запасов, обеспеченность углем — более 100 лет. Добыча ведется в 22 субъектах. В 2022 она составила 398,4 млн т, что обеспечило России 6-е место среди стран производителей. Сейчас расширение угольной отрасли напрямую зависит от экспортных поставок, так как половина добываемого угля приходится на экспорт. В текущих реалиях отрасли пришлось переориентировать поставки на Восток, искать новые рынки сбыта продукции. Повысилась нагрузка на Восточный полигон (ж/д магистраль, включающая участки Транссиба и БАМа), который имеет ограниченную пропускную способность. Однако, ведется модернизация с поэтапным увеличением провозной способности, завершение которой ожидается в 2030 г., что позволит увеличить объем экспорта», — сообщили «Компании» представители Роснедр.
Внутри России потребление угля из года в год практически не меняется, и в основном он идет на энергетические нужды. В энергобалансе страны этот вид топлива занимает 14%. В перспективе планируется снижение потребления угля, однако газификация всей территории России проблематична, а значит уголь по-прежнему будет востребован. Вот только угольные ТЭЦ нуждаются в модернизации, а в некоторых местах их вообще придется строить с нуля — с учетом уже новых технологий.
«В регионах, где происходит перевалка угля, необходимо ужесточение контроля над выбросами угольной пыли и разработка новых технических решений, обеспечивающих их снижение. Не стоит также забывать о необходимости внедрения глубокой переработки угля, которая будет способствовать снижению загрязнения окружающей среды, повысит добавленную стоимость угольной продукции и решит проблемы перевозок», — подчеркивают в Роснедрах.
Что касается металлургии, то полного отказа от угля не будет. Для улучшения экологических показателей и снижения затрат реализуется курс на снижение использования кокса при выплавке стали. Но технологическое обновление предприятий — процесс не быстрый. В целом за последние 15 лет удельный расход кокса в доменном производстве снизился с 450 кг на 1 тонну стали до 370 кг/тонну, сообщили в Федеральном агентстве по недропользованию. Но в ведомстве подчеркнули: это не отказ от угля, а сокращение его использования, причем постепенное. Таким образом угледобывающие районы, ориентированные на сталелитейную отрасль, менее зависимы от падения спроса. А вот тем, кто делает ставку на экспорт, будет тяжелее.
Как помочь угледобывающим регионам
Текущая мировая ситуация со спросом на уголь скорее всего изменится, поскольку полного отказа от него не будет. И цены могут вырасти — особенно в условиях потенциального конфликта на Ближнем Востоке. Российский уголь вновь будет востребован. Но в этом случае важны будут новые инфраструктурные проекты.
В прошлом году был широко анонсирован проект поставок угля в Китай по Енисею и Северным морским путем, что кроме прочего должно было снизить загруженность Восточного полигона. Однако судоходство по рекам ограничено периодом летней навигации. Кроме того, необходима адаптация портов речного флота под перевозки угля.
«Енисейское речное пароходство в настоящее время не готово к масштабным перевозкам угля. У компании отсутствуют договоренности о перевалке дополнительных объемов грузов через порты, отправки возможны только при заблаговременной контрактации с речными подрядчиками. Кроме того, отсутствуют свободные суда. Госкорпорация «Росатом» провела расчет стоимости перевозки угля по Енисейскому речному транспортному коридору. Он показал, что такая перевозка в 7 раз превышает расходы на железнодорожные поставки. Таким образом, в текущих условиях говорить о реальном значении Енисея как альтернативе железной дороге не приходится», — пояснили «Компании» в Роснедрах.
Улучшение условий для импортеров можно было бы достичь отменой пошлин и серьезными льготами для ОАО РЖД. Правительство рекомендует вернуть льготные коэффициенты на перевозку угля, отмененные в 2022 году, и предоставлять скидки в объеме до 12,8%. Также РЖД было рекомендовано увеличить перевозки в восточном направлении в рамках соглашений с угольными регионами, а также заключить объемные соглашения по вывозу на юг и северо-запад, но даже в докризисные годы монополия шла на это крайне неохотно.
Правительству придется помогать регионам, зависящим в экономическом плане от торговли углем, считает эксперт по энергетике, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
«Надо высвобождать часть железнодорожной сети под уголь, но сейчас есть более актуальные задачи — вывозить те же нефтепродукты, рентабельность которых выше. Что должно сделать правительство для поддержки зависимых от торговли углем регионов, таких как Хакассия, — концептуальный вопрос, примерно такого порядка, как и вопрос о том, что делать с моногородами. Где-то это расселение, где-то открытие новых производств, где то улучшение логистики. Это большая и сложная работа на перспективу. Держаться за уголь будет сложнее, чем держаться за нефть», – сказал Митрахович.
Он отметил, что руководители угледобывающих предприятий и так понимают всю сложность положения, но поскольку речь идет о регионах России, где на этих предприятиях много всего завязано , думать нужно правительствам — федеральному и региональным, и это серьезная задача, которую надо решать в ближайшее десятилетие.
Сроки поджимают, потому что в мире все активнее внедряется сжиженный газ, сказал журналу «Компания» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его мнению, в 2026-2030 годах цены на СПГ будут снижаться, что не будет способствовать спросу на дорогой из-за технологического и логистического несовершенства уголь. Таким образом, для решения угольной проблемы остается не так много времени.