Top.Mail.Ru
архив

Разработка ИТ-стратегии

В настоящее время российские компании работают в уникальных условиях: с одной стороны, часть предприятий (малые и средние) функционирует в условиях рыночной модели, с другой стороны, крупные предприятия находятся на этапе переходного периода – происходит трансформация прежней вертикально интегрированной модели крупных монополий в конкурентную. На этом этапе должны сформироваться новые субъекты отрасли (в том числе независимые игроки будущего конкурентного рынка на основе монополий).

Изменение компаний влечет за собой изменения в механизмах и масштабах управления, приводит к проблемам технического характера, что, в свою очередь, снижает инвестиционную привлекательность новых компаний, созданных на основе крупнейших монополий.

Большинство консалтинговых фирм в такой динамичной среде предлагают своим клиентам проекты по изменению принципов управления бизнес-процессами за счет их автоматизации. На текущий момент существует несколько классических подходов к определению понятия «автоматизация», которые используют большинство консалтинговых фирм. Например, можно говорить, что это инструмент, который руководитель мог бы использовать в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и принятия управленческих решений.

Однако я бы не стал говорить об «автоматизации», рассматривая понятие «управление», особенно в переходном периоде. Топ-менеджменту нужна в первую очередь не «автоматизация» (комплексная или лоскутная), а инструмент эффективного воздействия на цепочку добавленной стоимости в процессе исполнения производственного плана, а также инструмент формирования экономических и финансовых ожиданий (планов). Этот инструмент необходим не для принятия управленческих решений, как таковых (решения могут приниматься и без автоматизации), а для повышения скорости их принятия и усиления контролирующего воздействия.

Безусловно, ИТ-технологии способствуют повышению скорости принятия управленческих решений, однако опыт консультантов OXS показывает, что в настоящее время большинство предприятий уже имеют избыточный ИТ-инструментарий для исполнения этих задач. С нашей точки зрения предприятие нуждается в разработке ИТ-стратегии, которая бы объединила бизнес-цели, задачи подразделений и целевое состояние ИТ, обеспечивающее достижение этих бизнес-целей.

Мы стараемся донести до наших клиентов, что основная задача текущего момента – определить целевое состояние и вектор развития ИТ таким образом, чтобы он совпадал с направлением развития бизнеса компании и служил для достижения стратегических бизнес-целей.

 

Достижение этих целей невозможно без четкого стратегического видения целевой ИТ-инфраструктуры. Четко построенная электронная инфраструктура позволяет интегрировать и управлять множественными разобщенными приложениями, базами данных и другими источниками информации, которые и составляют избыточный ИТ-инструментарий предприятия. Осознав это, можно четко сформулировать перечень стратегических целей предприятия, достижение которых должна обеспечить правильно построенная ИТ-стратегия:

- ИТ должны способствовать надежному и бесперебойному исполнению бизнес-процессов в рамках основного вида деятельности;

- ИТ должны способствовать повышению прозрачности бизнеса за счет создания единого информационного пространства;

- ИТ должны способствовать повышению привлекательности для акционеров и инвесторов;

- ИТ должны способствовать повышению уровня капитализации;

- ИТ должны поддерживать процессы контроля и принятия решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне.

Для того чтобы обеспечивать исполнение этих стратегических целей, ИТ-стратегия должна быть построена по следующим принципам:

- экономической и временной обоснованности («максимальный эффект за минимальные сроки»).

При этом необходимо:

- проанализировать и оценить текущее состояние информационных систем предприятия и существующие планы развития;

- выявить приоритетные цели развития корпоративной информационной системы;

- выявить т.н. «болевые точки» (особенности бизнес-процессов, отрицательно влияющие на эффективность деятельности), а также сформировать предложения по их оптимизации;

- определить и обосновать этапность выполнения работ

методологической обоснованности (оценка значимости функциональности для решения задач предприятия, а также способность функциональности максимально покрыть указанные задачи);

- каждый из этапов выполнения работ должен иметь законченный результат;

- каждый этап должен быть «самодостаточен» по функциональности (возможность внедрения без строгой зависимости от других этапов);

- полезный эффект от каждого этапа должен давать совокупный положительный эффект для системы в целом «разумной» сбалансированности:

- предлагаемые в «ИТ-стратегии» решения должны быть основаны на существующих корпоративных стандартах предприятия (например, предпочтительность единой платформы, единые методологические принципы и пр.);

- ИТ-стратегия должна описывать развитие функциональности информационных систем предприятия. При этом необходимо учесть (либо сформировать) планы развития аппаратной, телекоммуникационной инфраструктуры и т.п.;

- ИТ-стратегия должна отражать требуемые ресурсы (материальные, трудовые и пр.) для исполнения каждого этапа, а также должна содержать обоснование предлагаемой этапности и требуемых ресурсных затрат. Отдельной задачей является оценка отношения «полезного» эффекта от внедрения предлагаемого решения к затратам на достижение этого полезного эффекта.

Текущая тенденция на рынке ИТ такова, что практически каждое современное российское предприятие максимизирует финансовую отдачу от своих производственных фондов и существующей ресурсной базы, «выжимая» в том числе и из информационных технологий тот максимум улучшения производственно-финансовых показателей предприятия, на который способны эти информационные технологии.

Поэтому, с нашей точки зрения, при решении своих стратегических задач руководителю необходимо начать именно с плана развития ИТ (либо с ИТ-стратегии), который

- формализует возможности ИТ-технологий применительно к Вашей компании;

- укажет направления, в которых применение ИТ-технологий позволит улучшить производственно-финансовые показатели Вашей компании.

 

Как я говорил ранее, важен не факт «автоматизации», а бизнес-результат. При этом очевидно, что при правильном подходе к планированию работ на основе бизнес-стратегии компании бизнес-результатом будет повышение конкурентоспособности компании, повышение надежности функционирования и эффективности системы управления и пр.

 

 

Еще по теме