Разряд, еще разряд!

Украинские промышленники практикуют шоковую терапию. В сентябре украинская корпорация WESTA, являющаяся одним из основных импортеров аккумуляторных батарей (АКБ) в Россию, запустила первый и пока единственный на территории СНГ завод по рекуперации свинца. Рекуперация - это процесс переработки старых, отслуживших свое аккумуляторных батарей и выделение оттуда свинца, который вновь можно направлять в производство.

WESTA

МНПК "ВЕСТА" (ветроэнергетические солнечные технологии аккумулирующие) создана в 2002 г. в рамках реализации инновационного проекта "Разработка и производство новейших автономных интегрированных систем энергоснабжения с использованием солнечных энергетических систем, ветроустановок и энергонакопителей". WESTA является лидером продаж свинцово-кислотных аккумуляторов в СНГ (доля на Украине - 31%, в России - 15%), входит в пятерку крупнейших производителей аккумуляторов в Европе. Производство корпорации сосредоточено в основном на предприятиях "ВЕСТА-Днепр" и "ВЕСТА Индастриал", общая годовая мощность которых составляет 7,6 млн условных батарей. По итогам 2011 г. объем продаж и производства аккумуляторов корпорации увеличился на 18 и 20% соответственно по сравнению с 2010 г.


Казалось бы, что в этом уникального и такого значимого для РФ, ведь завод открыт на Украине? Как рассказал "Ко" исполнительный директор WESTA ISIC S.A. Денис Дзензерский, введение в строй предприятия по рекуперации свинца позволит на 30-50% сократить стоимость приобретаемого свинца, который в себестоимости производимых аккумуляторов составляет 75%. В результате повысится рентабельность производства и снизится стоимость аккумуляторных батарей, а в перспективе за счет падения цен значительно вырастет доля WESTA на рынке РФ. "Сейчас мы занимаем около 15% российского рынка, в среднесрочной перспективе рассчитываем увеличить долю до 20%", - отмечает Денис Дзензерский. По его мнению, WESTA теоретически могла бы покрывать все потребности нашей страны.

Еще каких-то три-четыре года назад доля продукции WESTA на рынке России не превышала 5%. Но только за 2009 - 2010 гг. доля импорта батарей этой марки выросла на 83%. Причиной стали значительное снижение себестоимости продукции предприятия и откровенная демпинговая политика, направленная на вытеснение российских конкурентов.

С одной стороны, корпорацию WESTA активно поддерживает украинское правительство, которое, в частности, отменило НДС с 1 февраля 2012 г. по 1 января 2014 г. на импорт свинцового лома на Украину, используемого аккумуляторщиками.

С другой стороны, стремясь захватить соседние рынки, и в первую очередь российский, WESTA работает себе в убыток. "Корпорация WESTA, которая сегодня представляет себя "ведущим украинским производителем автомобильных аккумуляторов", ведет целенаправленную демпинговую политику на территории РФ и стран СНГ, вытесняя отечественных производителей. WESTA декларирует, что свою деятельность она осуществляет, опираясь на государственную поддержку и финансирование правительства Украины, планируя значительно расширить влияние на рынке автомобильных аккумуляторных батарей в России и СНГ", - констатирует президент группы компаний "АКОМ" Николай Игнатьев.

Его слова подтверждаются и данными из отчетности корпорации WESTA. В I квартале 2012 г. компания получила чистый убыток в $9,17 млн, что в 4,7 раза больше, чем в I квартале 2011 г. ($1,96 млн). "Таким образом, победа WESTA дается дорогой ценой, она работает зачастую в убыток, чтобы завоевать рынок. Но все-таки издержки труда на Украине ниже, чем в России, а тем более в Европе", - констатирует старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. Денис Дзензерский утверждает, что наработанные за последние двадцать лет технологии позволяют предприятию производить аккумуляторные батареи дешевле и лучше, чем у конкурентов. "Себестоимость производства у нас дешевле, чем в Китае, притом что по технологии и техническому оснащению мы находимся на уровне ведущих мировых производителей", - подчеркивает Денис Дзензерский.


Помериться технологиями

Действительно, когда посещаешь размещающиеся в Днепропетровске предприятия корпорации WESTA, складывается ощущение, что находишься на заводе где-то в Западной Европе. Большая часть производства автоматизирована и обходится без участия человека, кроме того, пребывает в специальной атмосфере, не контактирующей с окружающей средой. Огромные системы фильтрации обеспечивают крайне низкие выбросы в атмосферу. Как шутят на самом заводе, воздух, попадающий после технологического цикла в атмосферу, чище, чем тот, что предприятие получает с улицы.

Большую часть оборудования WESTA заказывает за рубежом, причем делают его по собственным чертежам предприятия и на основе запатентованных технологий. Приведем только один пример. Свинцовая решетка, являющаяся основной составляющей частью батареи, на других предприятиях производится обычным пробиванием отверстий в листе металла. В результате "ломается" его кристаллическая структура и сокращается срок службы аккумулятора. На украинском предприятии пошли совершенно иным путем: там решетку льют уже с отверстиями. Денис Дзензерский говорит, что это запатентованная технология, которая позволяет к тому же сократить толщину каждой пластины, и, как результат, их помещается в тот же объем батареи больше, а значит, возрастает емкость аккумулятора.

Львиная доля оборудования завода была закуплена в течение 2005-2011 гг., тогда как на российских предприятиях степень износа основных фондов превышает 65-70%. На этом фоне раздробленные отечественные производители АКБ, вынужденные брать кредиты под 22-25% и работать на оборудовании 1970-х годов, не имеют практически никаких шансов устоять перед наплывом батарей из Китая, Украины и Западной Европы.

"ЗАО "АКОМ" имеет собственную современную производственную лабораторию, где тестируются все образцы продукции конкурентов. На основе наших мониторингов можно однозначно утверждать, что чем ниже цена АКБ, тем, как правило, ниже ее качество", - категорично заявляет Николай Игнатьев. Тем не менее российские производители констатируют, что украинская батарея Docker сегодня предлагается оптом по цене около 1210 руб. Для большинства наших предприятий в эту сумму укладывается лишь себестоимость основного сырья - свинцового сплава. Именно поэтому российские "коллеги" подозревают украинского производителя в демпинге. Но пока до антимонопольного разбирательства дело не дошло, корпорация WESTA активно наращивает свои позиции на нашем рынке. "Ко" удалось узнать, что в настоящее время WESTA ведет переговоры о покупке одного из крупных российских производителей аккумуляторов.


Двойной стартап

Основатель WESTA, а ныне председатель наблюдательного совета ПАО "ВЕСТА-Днепр" Виктор Дзензерский (отец Дениса Дзензерского), очень гордится тем, что создал предприятие абсолютно с нуля. Он не участвовал в приватизационных сделках, не продавал сырье за рубеж, а сразу сделал акцент на организации высокотехнологичного производства, когда подобным на Украине еще никто не занимался.

Виктор Дзензерский в советские времена работал в научно-исследовательском институте, занимавшемся разработкой систем для поездов на электромагнитной подушке, которые должны были ездить со скоростью до 600 километров в час. Но с развалом Советского Союза финансирование этих работ, шедшее из Москвы, прекратилось, а перед научным коллективом, ранее никогда не занимавшимся бизнесом, встал вопрос: что делать дальше? В итоге родилась идея сконцентрировать усилия на производстве аккумуляторных батарей, направлении достаточно специфическом, узком, но крайне перспективном и не требующем таких масштабных капиталовложений, как создание поездов на электромагнитной подушке.

Своего производства аккумуляторных батарей на Украине тогда не имелось, и для старта проекта требовались инвестиции как минимум в $250 млн. Речь шла не только об обычных батареях для легковых автомобилей, но и об аккумуляторах для атомных станций и военных нужд. Эту продукцию приходилось закупать за границей. "Мы предложили не спонсировать зарубежных поставщиков и производителей, а построить собственный завод", - вспоминает Виктор Дзензерский. В России аналогичные предприятия имелись, но они были крайне старыми: в Санкт-Петербурге предприятие построено в 1908 г., в Курске - в 1946 г. Поэтому предполагалось возвести на Украине современные заводы. "Изучив мировой опыт, мы вышли с предложением построить новое предприятие на Украине, - рассказывает Виктор Дзензерский. - Но денег у группы энтузиастов, естественно, не было, а в банке под столь значительные суммы, которые требовались для строительства нового промышленного предприятия, требовали залог. Выход был найден достаточно нестандартный для тех времен: в залог банку предоставили патенты, которые были наработаны в ходе реализации проекта поезда на электромагнитной подушке". Банк Украины принял в качестве обеспечения около двадцати патентов, оцененных как раз в сумму, необходимую для начала строительства предприятия.

В 1993 г. были получены деньги, а в 1995 г. завод уже ввели в строй. Спрос на продукцию украинского предприятия в разы превышал его возможности, поэтому сразу решили возводить еще один завод, начавший выпускать продукцию в 1998 г. К началу 2000-х WESTA представляла собой уже крупный холдинг, но Виктор Дзензерский считал, что нужно развиваться дальше, строить новые мощности, в том числе, по рекуперации свинца, и выходить на новые рынки. В этом вопросе он разошелся с партнерами, имен которых не раскрывает. "В определенный момент у нас возникли сложности с оборотным капиталом, и они предложили нам продать долю в компании, что мы и сделали, реализовав порядка 40% акций", - вспоминает Виктор Дзензерский. В дальнейшем от этих же партнеров поступило предложение выкупить весь оставшийся пакет, которое и было принято. Партнеры, вошедшие в капитал предприятия, заявили, что они не хотят что-либо менять, модернизировать производство, закупать новое оборудование, их и так все устраивает. В итоге они купили существовавшие на тот момент три завода, а Виктор Дзензерский начал строить новые опять же с нуля.


Издержки ВТО

Агрессивная политика корпорации WESTA на российском рынке сопровождается ценовой войной. Отечественные производители АКБ не просто опасаются потерять этот сегмент, они уже активно просят поддержки и защиты у государства. Так, в конце прошлого года некоторые производители обратились с открытым письмом в Государственную Думу. "К сожалению, за последние несколько лет на российском рынке АКБ произошли неожиданные изменения: зарубежные игроки начали активное вытеснение отечественных производителей с рынка" - говорится в письме. "Ведущие российские производители аккумуляторных батарей (АКОМ, Tubor, "АкТех", Тюменский аккумуляторный завод и др.) в 2009 г. и 2011 г. обращались с открытым письмом в законодательные органы (Госдуму) РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз машиностроителей России с просьбой принять ограничительные меры по отмене льготных таможенных пошлин для производителей АКБ из Сербии и Украины (в том числе, для компании WESTA)", - рассказал "Ко" Николай Игнатьев. Другие авторы этого обращения не стали комментировать "Ко" сложившуюся ситуацию. Однако топ-менеджер одного из отечественных заводов заявил буквально следующее: "Еще несколько лет такого развития WESTA - и большая часть российских заводов будет либо закрыта, либо выкуплена иностранцами".

Чтобы этого не произошло, необходимо, с одной стороны, ограничить ввоз украинских аккумуляторов в Россию. Но сделать это официальным путем после вступления РФ в ВТО и создания Таможенного союза будет крайне сложно. Второй путь - брать пример с Украины, где правительство всеми силами поддерживает собственных производителей, в том числе, в части модернизации производства, выделения кредитов и снижения пошлин на сырье.


Фото Андрей Мосиенко