Разведение «Фениксов»

26.01.200400:00

У российских миллионеров свои причуды, и подчас выбранный ими новый объект инвестиций весьма далек от основного бизнеса.

Недавно топ-менеджеры «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили, Сергей Пластинин, не участвующий в управлении Гавриил Юшваев (владельцы 37% акций ВБД), а также их партнер по агрофирме «Горки-2» Тимур Клиновский решили вложить $25 млн в ООО «Эпицентр Маркет». Эта фирма, основанная в 1998 году группой московских ученых, выпускает капюшоны «Феникс», предохраняющие человека от отравления дымом и ядовитыми испарениями. Якобашвили и его партнеры стали совладельцами «Эпицентра» в 2000 году и с того времени инвестировали $30 млн. Сейчас компания продает 100 000 «Фениксов» в месяц. Около 70% капюшонов закупают промышленники, обязанные обеспечивать работников средствами защиты, 20% – государственные организации, остальное приходится на розницу. Судя по ценам на «Фениксы» в московских магазинах, месячный оборот «Эпицентра» составляет не менее $1,2 млн.

Молочные магнаты намерены увеличить объем производства до 1 млн капюшонов в месяц. Помимо собственных средств они планируют привлечь до $25 млн банковских кредитов. «У нас это недооцененный рынок, хотя им активно интересуются иностранные компании, например 3М», – подчеркивает Давид Якобашвили. Соперничать с иностранцами владельцы «Эпицентра» собираются на их же поле. То есть после запуска нового оборудования наладить поставки капюшонов в страны Евросоюза и США, где «Феникс» недавно прошел сертификацию. «Не могу пока точно сказать, сколько мы будем экспортировать, вероятно, что много, – говорит Якобашвили. – На Западе люди очень внимательно относятся к личной безопасности». Впрочем, и в России для «Эпицентра» владельцы подготовили неплохие перспективы. По словам Якобашвили, к разработкам компании «хорошо относятся в МЧС». А в июле прошлого года столичное правительство издало распоряжение № 1345-РП об «укомплектовании объектов и организаций Москвы, подведомственных органам исполнительной власти города, защитными капюшонами «Феникс». К слову, согласно статистике, в так называемом государственном секторе Москвы работают около 1,8 млн человек.

Деньги «Вимм-Билль-Данна» в капюшонном бизнесе, похоже, не участвуют: последние два года компания не выплачивала дивиденды. Впрочем, производители «Фениксов» достаточно состоятельны, чтобы позволить себе дорогой венчурный проект (окупаемости инвестиций они ожидают не ранее чем через 5 – 7 лет). Продав в 2002 году часть своих акций на NYSE, Якобашвили, Пластинин и Юшваев выручили свыше $30 млн. Помимо ВБД у них есть другие источники доходов. Юшваев и Якобашвили, например, владеют холдингом «Русагропроект», в который входят несколько зерновых хозяйств и четыре хлебозавода в Волгоградской области (около 50% местного рынка); у них есть доли в московских компаниях «Тринити Моторс» (старейший дилер General Motors) и «Тринити Неон» (крупнейший производитель неоновой рекламы).

А сторонние инвесторы ВБД пока замерли в ожидании отчета за последний квартал 2003 года. В декабре компания объявила об ожидаемых убытках, и сейчас за акцию ВБД на NYSE дают около $16,5, тогда как в октябре котировки превышали $22. Руководство «Вимм-Билль-Данна» обещает исправиться и в этом году сосредоточить усилия на маркетинге и реорганизации сбыта.