Развлекай, обучай, помогай

15.09.201600:00

Некоторые стартапы очень серьезны: они помогают сделать производственные процессы эффективнее, укрепляют связи продавцов и клиентов, используют самые последние достижения науки. Многие, но не все. Нередко среди них можно найти настолько нестандартные проекты, что они вызывают удивление или улыбку. «Ко» подобрал несколько интересных примеров забавных бизнес-проектов и выяснил, можно ли на этом заработать. 

От хобби до бизнес-проекта

Пока многие борются за успех у молодежи, стартап Cinemood компании «Мультикубик» обратил внимание на детей и родителей. 

О том, что диафильм – это кадры с титрами, отпечатанные на позитивной кинопленке, подрастающее поколение в большинстве своем уже не знает. Исправить это упущение взялась компания «Мультикубик», представив на рынке устройство, предназначенное для просмотра мультфильмов и диафильмов. Cinemood – миниатюрный семейный проектор, выполненный в виде куба размером 8 х 8 см, который проецирует изображение на любые поверхности. 

История этого гаджета началась с увлечения его основателя, Михаила Буховцева, карманными проекторами. Однажды, желая познакомить с диафильмом и свою дочь, Михаил столкнулся с проблемой: найти удобный и не слишком громоздкий проектор почти невозможно. Тогда и родилась идея создать его самостоятельно. За основу был взят увиденный Михаилом на выставке в Азии корейский мини-проектор, подключающийся к смартфону или планшету. В результате переосмысления этой идеи появился совершенно новый продукт. 

Для начала была изменена целевая аудитория. Михаил Буховцев понял, что проектор нужен детям, а значит, устройство необходимо сделать максимально простым в использовании, без проводов и поисков среди пиратского контента. Так, мультфильмы, диафильмы и сказки закачаны в проектор, он автономный и мобильный. Время работы устройства без подзарядки – 90–120 минут. Было учтено и то, что лампа в кубике, рассчитанном для детей от двух лет, должна быть безопасной для зрения. 

Уже в феврале 2015 г. первая версия устройства была запущена в продажу в России. Партия из 3000 штук быстро разошлась по стране, несмотря на довольно высокую цену – около $220 за штуку. Тогда компания приняла решение выпустить вторую усовершенствованную версию мини-проектора и протестировать спрос на международном рынке. 

В начале 2016 г. рабочий прототип нового устройства был представлен на ежегодной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе (CES 2016). Он сразу вызвал интерес у публики и тем самым помог компании завести полезные контакты и получить предзаказы. 

После этого "Мультибкубик" решил выйти на зарубежные рынки через краудфандинговую платформу IndieGoGo, где собрал $138,026. Кроме того, инвестиции в размере $300 000 удалось привлечь на краудинвестинговой площадке StartTrack. Благодаря успешной кампании было привлечено достаточно средств, это позволило получить прототипы Cinemood и изготовить умные чехлы Smart Cover, выполненные в виде популярных героев мультфильмов. Чехол несет не только защитную функцию – в него вживлен чип, благодаря которому устройство с помощью Wi-Fi начинает закачивать новые файлы после того, как ребенок его зачехлит. Контент постоянно пополняется: чтобы приобрести новые мультфильмы и диафильмы, достаточно оформить подписку. Кроме того, можно скачать собственные видео со своего канала на YouTube. 

В новой версии продукта установлен более качественный оптический модуль и появилось управление с помощью мобильного приложения, которое выполняет роль пульта. Останавливать и переключать видео, запускать таймер, присылать видеосообщения – все это родители смогут делать со своего смартфона. Также расширилась память устройства, теперь ее хватает более чем на 500 записей. 

Производят Cinemood в Китае, но разработано устройство в России. «У нас сложно найти заводы такой мощности, обеспечивающие качественную и быструю сборку по доступной цене, а наши китайские партнеры уже хорошо себя зарекомендовали», – объясняет сотрудник «Мультикубика». 

Первая модель кубика полностью окупилась. «Мы ожидаем выхода на окупаемость новой модели к концу 2017 г.», – говорит финансовый директор «Мультикубика» Константин Курбатов. Старт продаж нового устройства запланирован на декабрь этого года. В «Мультикубике» уверены – мини-проектор закрепился на рынке и будет иметь успех. «Быстро догнать нас смогут разве что крупные компании вроде Samsung, но они обычно предпочитают покупать производителей, нежели создавать такие рискованные продукты с нуля», — добавляет Константин Курбатов. 

Развивают и развиваются 

О досуге людей постарше позаботились создатели онлайн-игры «Амебы». Пока миллионы людей прокачивают покемонов, руководитель проекта Александр Лебедев и технический директор Андрей Ельцин предлагают немного прокачать себя. 

В этой игре пользователи соревнуются в выращивании виртуальных амеб, развивающихся в ходе искусственной эволюции. На сайте проводятся различные турниры, аукционы амеб, а также вычисляется рейтинг самых успешных амебоводов. 

Первую версию Лебедев и Ельцин запустили еще в 2005 г., будучи студентами факультета математики и кибернетики. Изначально аудитория была небольшая: ядро пользователей составляло не более 10 человек. «Игра рассчитана на тех, кто интересуется программированием, моделированием, биологией, виртуальными существами», – говорит Андрей Ельцин. Постепенно количество посещений стало увеличиваться, и в 2009 г. проект было решено поставить на коммерческие рельсы. 

В 2011 г. «Амебы» стали победителем конкурса по программе «Старт-2011» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) и получили грант. Уже через год появился полноценный сайт онлайн-игры. 

Базовый геймплей доступен бесплатно. Пользователи выращивают популяцию амеб, выбирают лучших представителей и отправляют на турнир, где должен победить сильнейший. В самом сражении игроки уже не участвует, здесь важно, какие навыки амеба приобрела ранее. Присутствуют на сайте и платные услуги. За игровую валюту можно сразиться в элитных турнирах или купить на аукционе чужих амеб для улучшения своей породы, создать клан. Такая валюта приобретается как за реальные деньги, так и выигрывается на турнире. 

Темпы развития стартапа пока невелики, связано это, по словам его руководителя, с отсутствием серьезных конкурентов и обязательств перед инвесторами. «Доход сейчас тоже довольно скудный, но это и неудивительно: мы, скорее, проверяли техническую часть, в продвижение проекта еще не вкладывались, так как не все ключевые моменты доделаны. Но мы полны решимости продолжать», – объясняет Александр Лебедев. Выделиться среди конкурентов им помогает то, что «Амебы» – первая онлайн-игра с развитием искусственного интеллекта персонажей. «В большинстве современных онлайн-игр сам пользователь управляет персонажем, все запрограммировано. Амебы же, сражаясь, самообучаются. Их развитие ограничено лишь пространством виртуального мира, – рассказывает технический директор сайта. – У каждой особи есть свой уникальный генетический код, который меняется в ходе случайных мутаций. Некоторые мутации полезные и поддерживаются естественным отбором, некоторые вредные, они соответственно отбраковываются». 

Искусственный интеллект зашифрован в виртуальной ДНК. Как только в программе запускается процесс эволюции, амебы начинают самостоятельно развиваться. Аналогов такой игры пока нет. В одних есть похожий механизм обучения, но нет элемента состязательности, в других – есть состязательность, но нет научно-популярной составляющей, развития поведения. 

В перспективе создатели игры хотели бы расширить аудиторию. «Для разведения амеб ведь не обязательно разбираться в генетике или программировании. Достаточно нажать кнопку «Запустить эволюцию» и наблюдать. Это, на наш взгляд, удобно для тех, кто не готово тратить на игру много времени. Для интересующихся же всегда будет возможность пробовать разные настройки и экспериментировать с эволюцией», – говорит Александр Лебедев. Сейчас планируется разработка новой версии игры – с измененным алгоритмом и улучшенным интерфейсом. 

Позвони мне, позвони!

В начале лета этого года в Интернете появился новый сервис для общения «Поговори со мной», созданный Кариной Мамоновой. Проект предоставляет пользователям услугу живого общения по аудиосвязи. «Мы не консультируем людей и не берем на себя функцию специалиста-психолога, мы друзья» – так озвучивает концепцию сайта Карина. Для звонка необходимо просто зарегистрироваться, указав свой номер.

Услуга платная, стоимость минуты разговора – 20 руб., минимальная сумма – 100 руб. Но чтобы пользователи могли понять, нравится ли им такой вид общения, первые 15 минут предоставляются бесплатно. Кроме того, можно воспользоваться бесплатным чатом, сейчас именно он особенно популярен.

Изначально проект создавался как сервис, который поможет развеять скуку или поделиться радостью, но, как показала практика, к такому наш пользователь оказался не готов. Большинство обращается к этому ресурсу именно за помощью в тяжелые минуты жизни. «Нам всегда нужен тот, кто готов нас выслушать. Часто друзья не могут болтать с нами часами, слушать обо всех неприятностях, вот для таких случаев мы и существуем. Всегда поддержим», – объясняет Карина Мамонова.

Команда операторов состоит из психологов, у каждого из которых есть свое хобби или дополнительная специальность. Среди них можно найти и писателей, и путешественников, готовых поддержать разговор на самые различные темы. Выбрать оператора самому здесь нельзя, пользователь попадает к любому свободному специалисту, но если клиент звонит не первый раз, то система автоматически направит его к тому, кто беседовал с ним в прошлый раз. 

Набирает штат Карина Мамонова самостоятельно и подходит к делу очень ответственно. «По мере расширения нашего проекта число желающих работать с нами растет. Мы ищем людей энергичных, позитивных, умеющих задать правильный настрой. Отбор серьезный, некоторым приходится отказывать», – говорит она. 

На сегодня стабильное число посетителей «Поговори со мной» – 40 человек, а общая длительность всех разговоров – около 700 минут. Большинство клиентов сайта, по словам Карины, продолжают общение по истечении бесплатных 15 минут – количество платных звонков преобладает. 

В ближайшее время, надеются в компании, количество пользователей сайта увеличится, так как на данный момент доступ к нему не могут получить обладатели iPhone. Соответственно компания лишается большого пласта потенциальных клиентов. Как выяснили разработчики «Поговори со мной», невозможно осуществить звонок с браузера Safari. Но с выходом новой операционной системы эта ошибка будет исправлена. 

Пока основная аудитория сайта – молодые люди 23–26 лет. По словам Карины Мамоновой, звонят и подростки, но с ними не всегда удается построить конструктивный диалог, многие почти сразу же бросают трубку. На данный момент зарегистрироваться на «Поговори со мной» могут лишь обладатели российской sim-карты, но в дальнейшем услуга будет доступна для всех стран. На ресурс хотят привлечь тех, «кто уехал за пределы страны и сейчас чувствует себя одиноко». 

В проект уже вложено около 1,8 млн руб. В планах у амбициозной компании расширение штата – среди операторов могут появиться и носители других языков, такие запросы от клиентов уже поступали; техническое и дизайнерское обновление сайта и создание мобильного приложения. 

Как считают опрошенные «Ко» эксперты, окупиться стартапам, предоставляющим услуги, довольно сложно, так как конкуренция на этом рынке слишком велика. Чтобы добиться успеха, необходимо тратить большой объем средств на привлечение клиента, которому нужно постоянно напоминать о себе.