Развод по-гибралтарски
Запутанные и драматические отношения опального медиа-магната Владимира Гусинского и «Газпрома» пришли к своему логическому завершению. На минувшей неделе холдинг «Газпром-медиа» официально объявил о приобретении у Гусинского «долей и требований к входящим в холдинг медиа-компаниям».
Хотя параметры сделки не разглашаются (что само по себе любопытно в свете стремления «Газпрома» к большей публичности), по мнению наблюдателей, речь идет о 30% акций НТВ, 42,5% «НТВ-Плюс», 48,3% «ТНТ», 25% минус одна акция издательского дома «Семь дней», 14,5% радиостанции «Эхо Москвы», а также 49% кинотеатра «Октябрь». Также можно говорить и о списании $177 млн, которые входящие ныне в «Газпром-медиа» компании задолжали своему «отцу-основателю».
Вся эта операция согласно разнообразным источникам обошлась «Газпром-медиа» то ли в $30 млн, то ли в $150 млн (таков разброс сторонних оценок сделки). Однако уместно вспомнить, что нечто подобное уже было проанонсировано министром печати Михаилом Лесиным в начале февраля (см. «Ко» № 4 от 11 февраля 2002 года).
Лесин еще тогда утверждал, что гендиректор «Газпром-медиа» Борис Йордан при помощи некоего «российского банкира», в котором эксперты усмотрели главу Межпромбанка Сергея Пугачева, приобрел остававшиеся у Гусинского «остатки» «Медиа-Моста» за $50 млн. Руководство «Газпром-медиа» в лице председателя совета директоров компании Александра Дыбаля жестко опровергло лесинские инвективы. С аналогичным заявлением выступил и Гусинский. А эксперты поспешили связать демарш министра печати с обострившимся противостоянием группировок Романа Абрамовича (к которой не без оснований относят самого Лесина) и Сергея Пугачева.
Однако вполне возможно, что Лесин был прав. Только Гусинскому и Йордану понадобилось почти полгода, чтобы подтвердить факт совершения сделки – то ли транш из «Межпрома» лишь сейчас дошел до гибралтарской ElementalLimited (нынешнее юрлицо Гусинского), то ли были проблемы с получением высочайшего соизволения на «сделку с врагом». Не случайно в окружении Гусинского уже поспешили расценить ее как некий шанс на реабилитацию. В частности, израильский представитель опального российского олигарха Цви Хейфец увидел «позитивный знак» в том, что стороной в сделке выступила российского компания, контролируемая государством. Гусинский не был бы Гусинским, если бы не попытался извлечь дополнительную выгоду пусть даже из не самой благоприятной ситуации. Понятно, что $50 млн за остававшиеся у него «мостовские» активы – копейки. Но на сегодняшний день Йордан – единственный реальный покупатель.
В то же время для имиджа Гусинского крайне важно, чтобы в сделке официально участвовал «Газпром», чего, согласно лесинской информации, изначально не предусматривалось. Йордан хотел купить бумаги для себя (на деньги Пугачева) в надежде со временем получить все.
Возможно, в «Газпроме» сочли превращение Йордана в акционера НТВ преждевременным, поэтому пошли навстречу Гусинскому.