Разыграли по нотам
Финансовая лизинговая компания (ФЛК) оказалась на грани банкротства. В конце прошлого года госпредприятие, специализирующееся на лизинге воздушных судов, допустило дефолт по еврооблигациям. Участники рынка поднимают вопрос о доверии к государственным российским корпорациям, если компания не расплатится по долгам.
Финансовую лизинговую компанию могут потянуть на дно не только банки и инвесткомпании. В середине марта спортивное общество «Сокольники» обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к ФЛК на 476 млн руб.
Еще в феврале спортсмены настаивали на досрочном погашении бумаг, хотя выплаты по ним должны состояться не ранее 2010 года. «Сокольники» обосновывали свое решение дефолтом ФЛК по кредитным нотам (CLN): в конце прошлого года ФЛК не заплатила $12 млн по купонам двух выпусков еврооблигаций, а в конце января агентство Moody's снизило рейтинг ФЛК.
Подобных исков к ФЛК может быть много. Только евробонды ФЛК держат около 50 российских и международных финансовых институтов. Из-за пропуска купонных платежей многие из них, вероятно, потребуют немедленной выплаты полной суммы. Это около $250 млн и начисленные проценты.
На двоих
Модный в начале 2000-х годов тезис о необходимости частно-государственного партнерства чиновники пытались реализовать в авиапроме за счет лизинговых схем. Бюджетных средств не хватало, а частный бизнес был не в состоянии справиться с финансированием авиазаводов без госгарантий. Основными претендентами на правительственную поддержку считались две компании: «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), владельцем которой был глава Национального резервного банка Александр Лебедев, и Финансовая лизинговая компания, учрежденная в 1997 году правительством Татарстана, «Татнефтью», банком «Зенит» и ИФК «Солид».
Связи с правительством Минтимера Шаймиева (глава Республики Татарстан) и определили специализацию ФЛК в гражданской авиации – компания стала, по сути, эксклюзивным поставщиком по лизинговым схемам самолетов Ту-214 Казанского авиазавода. В 2000 году был подписан первый договор на постройку шести лайнеров для хабаровской «Дальавиа» (поставлено только три самолета), а в 2005-м было заключено соглашение с «Трансаэро» о производстве 10 казанских самолетов до 31 декабря 2007 года (передано на сегодняшний день только 2 воздушных судна). Еще один «борт» летал под флагом «Красэйр».
Чиновники долго спорили, кого выбрать в качестве получателя бюджетных средств. И ФЛК, и ИФК обладали хорошим лоббистким ресурсом и финансовой поддержкой со стороны акционеров. В итоге конкурса Минэкономразвития государственные деньги решили разделить между обеими компаниями. Но взамен акционеры должны были отдать свой контрольный пакет государству.
Пакетные сделки
На допэмиссию акций ФЛК государство потратило 1,96 млрд руб. Эти средства должны были гарантировать строительство 10 самолетов для «Трансаэро». Но денег хватило лишь на достройку 4 судов. Почему так произошло? Прежние акционеры – «Зенит» и «Татнефть» – перед продажей своих акций государству вывели из компании 749 млн руб. (586,5 млн руб. передали в доверительное управление «Зенита», а 162,5 млн руб. выдали в виде займа «Татнефти»). После нескольких пакетных сделок акции ФЛК получили близкие к менеджменту ФЛК «Бета-Лизинг» и «Транслизингинвест». На них и был переоформлен долг перед ФЛК на 749 млн руб.
По данным Счетной палаты (СП), внебюджетных источников финансирования у ФЛК практически не было: на 1 января 2007 года акционерный капитал ФЛК составлял 9,99 млрд руб., из которых 8,41 млрд (84,2%) – инвестиции за счет средств федерального бюджета. Один из частных акционеров ФЛК, Александр Лебедев (владеет небольшим пакетом акций компании), полагает, что вывод из нее средств и высокие расходы на содержание аппарата привели к тому, что к концу 2003 года чистые активы ФЛК стали ниже уставного капитала.
Кстати, первый самолет для «Трансаэро» был передан в лизинг только в апреле 2007 года, второй (и на сегодняшний день последний) – в конце 2008-го. В авиакомпании отказываются комментировать свои взаимоотношения с ФЛК. Официальный представитель «Трансаэро» Сергей Быхал лишь отметил, что «сотрудничество идет по плану в рамках достигнутых ранее договоренностей».
Минус 93%
Результаты проверок СП никак не повлияли на действия руководства ФЛК. В 2005 году компания организовала в Люксембурге дочернее предприятие FLC West, соучредителями которого через кипрскую фирму Almiar Investment Ltd стали топ-менеджеры ФЛК – Евгений Зарицкий и Андрей Бурлаков.
С авиацией получилось не очень. Почему бы не попробовать себя в судостроении? И в прошлом году FLC West покупает за 291,9 млн евро 70-процентный пакет норвежской Aker Yard Ukraine Holding AS, владеющей николаевским судостроительным заводом «Океан» (в декабре переименован в Wadan Yard Okean) и двумя верфями в Германии. Сам Бурлаков тогда признался, что «за товар переплатили». При этом сделка завершилась, когда финансовый кризис уже охватил мировую экономику. Активы подешевели, и потенциала для их роста не было.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) эту историю не комментируют, утверждая, что ФЛК «вышла из числа участников FLC West и проект реализован без ее непосредственного участия». Формально ОАК получила акции
ФЛК в III квартале прошлого года (сейчас корпорация владеет 51,8% акций компании, еще 28,69% принадлежат напрямую Росимуществу). Однако фактически участие ФЛК в уставном капитале FLC West продолжается, сократившись после 20 июня 2008 года с 50 до 1%.
При этом деятельность авиализинговой компании в судостроении не закончилась – в середине прошлого года появилась информация о том, что FLC West претендует на участие в проекте по строительству «суперверфи» на северо-западе России. Объем инвестиций в этот проект оценивается более чем в $1 млрд, большая часть из которых будет выделена государством через Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Результат переговоров до сих пор неизвестен, однако можно предположить, что финансовые трудности не позволят компании претендовать на освоение очередной партии бюджетных денег.
Претензии к ФЛК, вернее к УК Росбанка, бывшей компании Михаила Прохорова, вкладывавшей средства инвесторов в низколиквидные акции ФЛК, имеют и пенсионные фонды. В феврале НПФ электроэнергетики, НПФ «Транснефть», НПФ «Норильский никель» и Ханты-Мансийский НПФ обратились в ФСФР с просьбой проверить управляющую компанию. 10 ноября 2008 года УК Росбанка пополнила портфели этих НПФ обыкновенными акциями ФЛК. Причем больше всего бумаг (4,5% от объема пенсионных резервов) было куплено в портфель НПФ «Норильскй никель». «Непонятно, что заставило управляющих разместить в этих акциях пенсионные средства, – заявили «Ко» в ГМК «Норильский никель». – В случае с ФЛК возникает особенно много вопросов, учитывая, что акции приобретались, когда финансовый кризис был в разгаре и ценные бумаги обесценились в разы».
ГМК «Норильский никель» оказалась недовольна результатами управления пенсионными накоплениями своих сотрудников после того, как в июле 2008 года НПФ перешел под управление подконтрольной Прохорову команды менеджеров во главе с экс-замгендиректора «Норникеля» Ольгой Голодец. Скандал случился на совете директоров «Норникеля» 1 декабря 2008 года. Гендиректор ГМК Владимир Стржалковский потребовал вернуть фонд в собственность компании. Сам Прохоров, как экс-гендиректор «Норникеля», претендовал на пожизненную корпоративную пенсию от фонда в 250 000 руб. ежемесячно, Голодец и несколько ее подчиненных назначили себе пенсии по 100 000– 200 000 руб.
Спустя всего несколько недель после сделки с акциями ФЛК подконтрольные Михаилу Прохорову структуры избавляются от НПФ «Норильский никель». 4 декабря совет фонда изменил его уставные документы, и 16 декабря управление фондом вернулось к ГМК «Норникель». Через месяц – в январе 2009-го – Михаил Прохоров продает УК Росбанка топ-менеджерам управляющей компании. Кстати, проверка со стороны нового руководства НПФ показала, что за пять месяцев управления командой Михаила Прохорова убыток фонда составил более 1 млрд руб., большая его часть пришлась на сделки с бумагами ФЛК. «Пока ответа от ФСФР нет, но по его результатам будет приниматься решение о передаче дела в суд», – рассказал «Ко» источник, близкий к НПФ «Норильский никель». Стоит отметить, что, несмотря на эту скандальную историю, Михаил Прохоров продолжил экспансию в авиационную отрасль – недавно он был включен в список кандидатов в совет директоров аэропорта Шереметьево, на 100% принадлежащего государству.
На дне
В конце прошлого года у ФЛК начались серьезные финансовые проблемы. Компания не смогла заплатить $12 млн по купонам двух выпусков облигаций. Как следствие, Moody's снизило рейтинг ФЛК с Ba3 до дефолтного Caa3. «Дефолт состоялся из-за неадекватного управления ликвидностью, ухудшения качества активов и проблем с корпоративным управлением», – говорилось в комментариях агентства.
Денег у компании нет. К тому же внутренние проверки ФЛК обнаружили еще несколько сомнительных займов, выданных прежним руководством, на общую сумму 2,787 млрд руб. Компания уже обращалась в арбитражный суд, но выяснилось, что заемщики бесследно исчезли, а договора оформлялись без обеспечения и поручительств.
Сумеет ли компания выбраться из долговой ямы? Еще в начале года руководители ФЛК говорили о том, что ожидают кредит от ВТБ, а затем о том, что этот банк может купить ФЛК. О подобном сценарии развития событий заявлял в прошлом году и президент Объединенной авиастроительной компании Алексей Федоров.
Но сегодня ситуация изменилась. Корпорация сама обратилась в правительство с просьбой о выделении 100 млрд руб. для поддержки входящих в ОАК компаний. А в ВТБ говорят, что вопрос о покупке лизинговой компании в банке не рассматривается.
Заместитель гендиректора по корпоративному финансированию ФЛК Кирилл Баранов заявил «Ко», что компания пытается сейчас разрешить ситуацию с просроченными купонными выплатами. «К этому процессу подключился PricewaterhouseCoopers, все переговоры ведутся в рабочем процессе», – отметил представитель ФЛК. Впрочем, по его словам, о конкретных планах по погашению евробондов говорить пока рано. Александр Лебедев считает, что ФЛК является почти банкротом. «У нее «рисованный» баланс, нет выручки, а со счетов выведено около $700 млн», – говорит бизнесмен. По его мнению, ОАК остается самой разбираться с бывшим руководством ФЛК и пытаться вернуть выведенные из компании средства.
Впрочем, в российской истории уже была практика закрытия государственной компании. Получив в середине 1990-х годов миллиардные активы, «Госинкор» через 10 лет был ликвидирован с формулировкой «компания выполнила поставленные перед ней задачи», хотя о судьбе выведенных с ее счетов активов до сих пор мало что известно.