Реактивный подход
На российский рынок авиационных VIP-перевозок выходит крупнейшая в мире специализированная авиакомпания NetJets, принадлежащая американскому миллиардеру Уоррену Баффету. Схема работы NetJets копирует популярную когда-то в России систему курортных «таймшеров», которая была рассчитана на представителей малого и среднего бизнеса. По сути дела, NetJets не является чартерной компанией и не предлагает услуг по аренде самолетов. Компания продает самолеты по частям и называет это схемой долевого владения: клиент оплачивает часть стоимости воздушного судна в зависимости от того, как много он собирается летать. По словам директора по коммуникациям NetJets Europe Чарльза Макклина, компания считает потенциальными клиентами тех, кто летает от 50 до 500 часов в год. Если эта цифра меньше, выгоднее пользоваться услугами разовых чартеров. При превышении 500 часов в год можно позволить себе собственный самолет. Свой выход на российский рынок американцы объясняют расширением бизнеса и результатами маркетинговых исследований, показывающих рост спроса на такие услуги. С точки зрения «Ко», интерес к выходу на российский рынок продиктован шумихой вокруг нового рейтинга Forbes, в котором с каждым годом становится все больше русских олигархов. Однако масштабы страны и дальность перелетов отнюдь не гарантируют NetJets быстрой окупаемости ее инвестиций. К тому же олигархи привыкли иметь собственные самолеты (как правило, иностранного производства) и не делить их с коллегами.