Реальные деньги виртуальных вселенных

13.02.202210:55

Анонс метавселенной от Цукерберга в прошлом году взбудоражил рынок и заставил многих задуматься, в какое именно будущее ведут нас технологические гиганты. Хотя от Metaverse шума больше всего, это не единственная цифровая вселенная: уже есть виртуальные планеты, на которых бизнес научился зарабатывать. Как, в колонке для журнала «Компания» рассказывает CEO и сооснователь онлайн-университета ProductStar Михаил Карпов.

Доигрались до крипты

«Метавселенная» — это свободный термин, который относится к виртуальным мирам, где у людей есть аватары, которые взаимодействуют, чтобы играть, работать, что-то строить, слушать выступления. Если же говорить о хайпе, то он родился не вместе с идеей, а из попыток выжать из этой идеи экономическую, и как мы увидим далее, даже политическую выгоду. 

Согласно подсчетам Bloomberg, потенциал монетизации метавселенных приблизится к $800 млрд в 2024 году, а ведь они будут эволюционировать, создавая все новые модели заработка. Предполагается, что половину этих денег поделят создатели игр и игрового оборудования, а вторая половина достанется развлекательным и социальным проектам. 

Игровые бренды в списке главных бенефициаров запуска метавселенных не случайные гости: они давно и прочно зарабатывают на виртуальных мирах и готовности аудитории донатить за вещи, которые они никогда не смогут потрогать в физическом мире. Моделей монетизации будет больше: уже сейчас в метавселенной набирает обороты продажа NFT (Non-fungible tokens), то есть цифровых прав на объекты на базе технологии блокчейн. Не только звезды продают свои портреты с помощью NFT: во вселенной Decentralend, состоящей из более 90 тыс. виртуальных земельных участков, вы можете стать владельцем недвижимости, рассчитавшись за покупку криптовалютой MANA.

еще по теме:
NFT-токены: что это такое, и почему люди их покупают
Рассказываем о сложном криптоактиве простыми словами
цифровое искусство

Не Метой единой

Decentralend была создана несколько лет назад, а широкой публике стала доступна в феврале 2020 года, намного раньше Metaverse. Кроме Decentralend только навскидку можно назвать с десяток метавселенных, которыми обрастают различные криптовалютные проекты. 

Сама идея метавселенной много раз описана в фантастической литературе и фильмах в жанре научной фантастики. Более того, есть давно существующее виртуальные миры вроде Minecraft и Roblox, где подростки и люди постарше встречаются и общаются, строят свое пространство, играют в игры. В апреле 2020 года Трэвис Скотт провел концерт в игре Fortnite для 12,3 млн игроков: ранее на этой «площадке» выступала корейская поп-группа BTS. Все это для рынка не новость. 

Мир в сетях 6G

Без технологий идея виртуальной вселенной нежизнеспособна. Мы все помним хайп вокруг виртуальной и дополненной реальности (VR / AR) на заре этих технологий, который из-за дороговизны очков и шлемов не слишком себя оправдал. С треском провалились многие проекты в этой области, а сами технологии остались нишевыми. 

Так что для доступа в метавселенные предстоит создать новые пользовательские интерфейсы, в перспективе, возможно, и нейро, которые будут связаны с мозгом человека. Пока это фантазии, но нельзя не принимать во внимание, что исследования в этом направлении идут полным ходом. Для передачи гигантских объемов данных метавселенным потребуются новые технологии — от edge computing до внедрения сетей 6G с еще более низкой латентностью. 

Бутик Burberry с виртуальными артефактами 

Будучи технологическим лидером, США закономерно хотят быть номером один и в метавселенной. Под развитие этой концепции Facebook реализовала ребрендинг, превратившись в Meta и дав своей вселенной название Metaverse. Эта вселенная заселяется пользователями социальной сети с лета 2021 года, для нее можно купить специальные гаджеты (VR-очки), в ней проводят как рабочие совещания, так и частные вечеринки. 

Интерес к новому пространству уже проявили крупные бренды, работающие на массовом рынке. Недавно стало известно, что торговый гигант Walmart патентует разные торговые марки для предоставления пользователям Metaverse товаров и услуг. Аналогичные планы анонсировали Samsung, Coca-Cola, Nike, Adidas, Louis Vuitton, Burberry и многие другие. Так, Nike дает возможность обменять NFT из Decentraland на эксклюзивные модели кроссовок, а Samsung открыла в ней виртуальную версию своего флагманского магазина в Нью-Йорке. Есть и образовательные проекты: например, VictoryXR объявила о партнерстве с Meta Platforms для создания десяти цифровых университетских кампусов в США к 2022 году.

еще по теме:
Мир с приставкой «мета»
Что такое метавселенная и почему IT-гиганты так отчаянно хотят в нее попасть
Цукерберг, Meta

Ни Metaverse, ни Decentraland не останутся в одиночестве, так как многие компании имеют ресурсы не только для того, чтобы заходить в чужие миры, но и для того, чтобы создавать свои. Microsoft купила для этих целей Blizzard и отставать не собирается. Disney объявила о намерении построить метавселенную своего тематического парка еще в 2020 году. 

Получается, что в США государство отдаёт развитие метавселенных на откуп крупным компаниям и бизнесу. И именно деньги и амбиции бизнеса будут определять развитие виртуальных миров. 

Колонизация планеты Xirang

Менталитет Китая кардинально отличается от западного, а государство в этой стране склонно контролировать все отрасли национальной экономики. Поэтому в Китае правительство хотя и не создает свои вселенные, но диктует стратегию для крупных компаний. 

В конце прошлого года китайский аналог Google, поисковый гигант Baidu, официально объявил о колонизации первой виртуальной планеты Xirang («Земля Надежд»). По форме эта метавселенная представляет гигантскую ленту Мебиуса: первыми ее жителями стали участники мероприятия Baidu AI Developer Conference. Более 100 тыс. человек посетили не только выступления и панельные дискуссии на Xirang, но и дискотеки, виртуальные концерты и мастер-классы от шаолиньских монахов. Также в планах у Китая дать доступ в метаверс порядка 1 млрд китайцам и использовать вселенную как ресурс, чтобы усиливать лидерство в материальном мире. 

К процессу проектирования Metaverse по-китайски подключились национальные телеком-игроки, которые вместе обслуживают львиную долю китайских абонентов сетей связи: это China Mobile, China Unicom и China Telecom. В ноябре вместе с другими технологическими гигантами они сформировали консорциум Metaverse Industry Committee, в рамках которого будут вести свои дальнейшие разработки. 

Однако нужно понимать национальную специфику: потребительство ради потребительства в КНР не слишком поощряется. Возможно, мы увидим проекты в области цифровизации экономики и промышленности на базе метаверс. Например, здесь можно упомянуть крупнейший в мире и на 100% автоматизированный контейнерный шанхайский порт Яншань. Если привязать к такому порту цифровую валюту и процессы взаиморасчетов, то модель может получиться очень жизнеспособная, тем более что у блокчейна большой потенциал в отслеживании грузов и цепочках поставок. 

Наперегонки с цифровой усталостью

Гонка только начинается. Победит ли американский коммерческий подход или рациональный китайский, физический и виртуальный миры продолжают стремительно интегрироваться друг с другом. Развитие и появление новых гаджетов, новых способов оплаты, цифровая трансформация всей мировой экономики подливает масла в огонь. 

С другой стороны, копится и цифровая усталость, а идеи digital detox становятся все более популярными в обществе. Более того, развивая метавселенные, человечество столкнется со множеством юридических и этических вопросов. На их решение могут уйти годы. И несмотря на все это, мы очевидно стоим на пороге новой цифровой эры.