Реальные снегири
ИНДУСТРИЯ звукозаписи в России пребывает в состоянии стабильного упадка. Первые признаки оживления появились лишь недавно, причем речь идет не об увеличении объемов продаж или о серьезных инвестициях, а всего лишь о создании двух новых рекорд-лейблов. Впрочем, по нынешним временам и это воспринимается как благая весть. Что характерно, оба новых проекта возникли не без участия транснациональных корпораций, активно осваивающих российский рынок.
Лейбл Real Records - это третья после компании Ultra Productions и «Нашего радио» структура в составе холдинга «ЛогоВАЗ - News Corporation», принадлежащего на паритетных началах Руперту Мердоку и Борису Березовскому. Новую фирму возглавляет Алена Михайлова, в прошлом глава отдела артистов и репертуара, а впоследствии и концертного отдела студии «Союз». К созданию новой компании подошли как никогда серьезно: маркетинговые исследования проводились в течение полугода, а бизнес-планы расписывались аж на пять лет вперед. Политика лейбла описывается крайне расплывчатой формулой «качественно сделанная музыка всех стилей, обладающая коммерческим потенциалом»; первым релизом компании стал альбом модной молодежной группы Hi-Fi. Пока не ясен вопрос, как новый лейбл будет уживаться с компанией «ОРТ-Рекордс», также подконтрольной структурам Бориса Березовского. Глава последней Иосиф Пригожин пребывает сейчас, по слухам, далеко в не самом приподнятом настроении - компания за полтора года работы сумела собрать огромный каталог, но при всем изобилии ее проектов коммерчески состоявшимися можно признать лишь единицы. Вполне возможно, что как минимум часть сверхвыгодных рекламных возможностей на первом канале, на которых зиждется могущество «ОРТ-Рекордс», перейдет к новой аудиокомпании, тем более что руководство Real Records акцентирует внимание на том, что «не будет гнаться за количеством изданных исполнителей».
Учредители еще одной новой аудиокомпании - персоны куда более скромные: это музыканты группы «Мегаполис» Олег Нестеров и Михаил Габолаев. Лейбл с экзотическим названием «Снегири Records» самостоятельно определяет творческую и маркетинговую политику. Тем не менее создание новой компании на выжженном дотла аудиорынке оказалось невозможным без альянса с российским отделением одной из крупнейших аудиокомпаний мира. Свою дистрибуторскую сеть, а также рекламные возможности на ряде телеканалов (в их числе MTV-Россия, RenTV и 31-й) предоставляет «Снегирям» Polygram Russia, а точнее, Universal Russia. Российское отделение Polygram сменило вывеску после прошлогоднего слияния Polygram и Universal (напомним, что компания Universal принадлежит канадскому концерну Seagram, который в прошлом году приобрел Polygram за $10,6 млрд).
Большая часть мирового музыкального рынка поделена между пятью компаниями-мэйджорами: Sony, Warner, BMG, EMI и Universal (в состав которой влился еще один мэйджор - PolyGram).
PolyGram - единственный из мэйджоров, открывший в России самостоятельный рекорд-лейбл. Компания PolyGram Russia работает на рынке с 1995 года; помимо выпуска и дистрибуции аудио- и видеопрограмм из мирового каталога PolyGram она обладает и каталогом российских артистов.
Представительство BMG в России занимается преимущественно промоушном артистов BMG. В прошлом году велась работа по организации полноценного рекорд-лейбла - российского отделения BMG Music Publishing, однако планировавшееся на осень открытие ныне перенесено на неопределенный срок.
EMI Music - часть транснационального концерна Thorn-EMI - в 1993 году заключила соглашение с российской компанией SBA/Gala Records, которая является сейчас официальным представителем и эксклюзивным дистрибутором EMI на территории России
Аналогичное соглашение было подписано в 1998 году представителями Warner и студией «Союз».
Единственный мэйджор, не имеющий представительства в России, - Sony Music. Надо отметить, что в течение последних трех лет компания проводила исследования российского рынка и даже намеревалась вступить в альянс с «Союзом».