Ребрендинг не помог
Авиакатастрофа в Иркутске, унесшая жизнь 125 человек, еще раз продемонстрировала критическое состояние российской авиации. Заявления об обновлении авиапарка и совершенствовании аэропортовой инфраструктуры оказались фикцией. Самолет новосибирской авиакомпании «Сибирь» разбился уже после посадки. Авиалайнер А-310 не смог затормозить, врезался в бетонную стену, а затем – в строения гаражного кооператива.
Среди причин катастрофы эксперты называют отказ тормозной системы, реверса двигателя и ошибку в действиях экипажа. Самолет, потерпевший крушение, был построен в 1987 году. Сейчас, по словам главы Минтранса Игоря Левитина, все самолеты авиакомпании проходят проверку на соответствие стандартам безопасности. Всего авиапарк «Сибири» насчитывает девять А-310 и два A-319, построенных в 1987 – 1989 годах, 11 самолетов Boeing737 1995 года выпуска, а также 26 российских судов. До конца этого года компания планировала приобрести еще 8 самолетов А-319 1999 – 2000 годов. Как отметили в «Сибири», катастрофа на планы по обновлению ее авиапарка не повлияла. Авиационные эксперты утверждают, что 15 – 20 лет – еще не критический возраст для авиатехники, но это «уже вторая половина ее жизни». Большинство российских перевозчиков эксплуатируют именно такие самолеты. Однако на Западе все иначе. Например, SingaporeAirlines не держит в своем парке самолеты старше трех лет.
Трагедия с Airbus – не первый удар по «Сибири». Осенью 2001 года самолет Ту-154, принадлежавший этой авиакомпании, был сбит украинской ракетой во время учений. Возможно, это печальное событие заставило перевозчика изменить имидж. Два года назад «Сибирь» решилась на ребрендинг. Авиакомпания поменяла расцветку и сменила название на S7. Тогда же было принято решение о приобретении в лизинг более новых лайнеров. Но поправить тяжелое финансовое положение ребрендинг не смог. Прошлый год компания закончила с убытком в 1,1 млрд руб. При этом чистая прибыль «Красэйр» в 2005 году составила 5,7 млн руб., тюменской UT-Air – 128 млн руб., а «Трансаэро» – около 400 млн руб.
Несмотря на то что потерпевший аварию самолет S7 был застрахован, списание рейса в «горячий» летний сезон потребует пересмотра всего расписания и сокращения летной программы авиакомпании.
Впрочем, трагедия заставила власти внимательнее отнестись к состоянию иркутского аэропорта. Он считается одним из самых опасных в России. Взлетно-посадочная полоса находится слишком близко от города и прилегающих населенных пунктов. Региональные власти и Минтранс до сих пор прибегали лишь к полумерам по обеспечению авиабезопасности. Это уже четвертая крупная катастрофа в Иркутске. В январе 1994 года через 12 минут после взлета самолет Ту-154 врезался в землю. В декабре 1997 года через 20 секунд после взлета Ан-124 «Руслан» ВВС России с двумя истребителями Су-27 на борту упал на жилые дома в поселке Иркутск-2. В июле 2001 года Ту-154М разбился при четвертом заходе на посадку в районе деревни Бурдуковки.
Решение о строительстве нового аэропорта в Иркутске было принято только на прошлой неделе. «Выбранная площадка (она расположена в 26 км от города. – Прим. «Ко») имеет нулевой профиль, и там отсутствует туман в отличие от существующего аэропорта», – заявил иркутский губернатор Александр Тишанин. По его словам, финансирование строительства взлетно-посадочной полосы обеспечит Минтранс, а региональные власти возьмут на себя возведение перронной части и терминала, которое начнется в 2008 году.