Top.Mail.Ru
первые лица

«Речь идет об эффективности»: кураторство «Автодора» перейдет к Хуснуллину

Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ / Legion-Media

Полномочия Марата Хуснуллина продолжают расширяться: теперь к вице-премьеру перешла координация Росавтодора и «Автодора», ответственных за развитие российских автодорог, — раньше ее курировал Андрей Белоусов. Эксперты, опрошенные «Компанией», назвали такой шаг абсолютно логичным, одновременно указав, что расширение транспортных коридоров на Восток и улучшение логистики может стать реальным драйвером восстановления экономики, которая сегодня нуждается в таких методах как никогда. 

От Белоусова — к Хуснуллину 

Судя по всему, бразды правления дорожной отраслью России окончательно переходят к вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину. Процесс начался еще в феврале 2020 года, когда за вице-премьерами закрепили национальные проекты и на Хуснуллина, помимо кураторства жилищной сферы, легла ответственность за нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Тогда же он вместе с Юрием Борисовым был определен курирующим вице-премьером комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом уточнялось, что за вице-премьером закрепляют реализацию именно транспортной части.

А на днях премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал указ о внесении изменений в распределение обязанностей в правительстве. За Хуснуллиным закрепили координацию Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и госкомпании «Росавтодор» (ГК «Автодор»). При этом с первого зампреда правительства РФ Андрея Белоусова эти функции сняли.

Учредителем ГК «Автодор» является правительство России. Госкомпания была создана в 2009 году для управления дорожным хозяйством и развития сети автодорог. В управлении «Автодора» находится 4043 километра дорог, из которых 1905 километров — платные. В их числе — трасса М-4 «Дон» (через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар ведет к Черноморскому побережью Кавказа — прим. ред.), М-11 «Нева» в Санкт-Петербурге, Центральная кольцевая автодорога в Подмосковье, участки трасс М-1 «Беларусь» и М3 «Украина», а также строящаяся магистраль М-12 до Казани с продлением на Екатеринбург.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) строит и ремонтирует бесплатные дороги, а госкомпания «Автодор» занимается в том числе и платными проектами, привлекая, помимо прочего, внебюджетные деньги. Сам Хуснуллин возглавил набсовет «Автодора» еще в мае 2020 года и с тех пор делал ряд заявлений, прямо указывающих на его вовлеченность в работу госкомпании. Так, в ноябре 2022-го он заявил о том, что финансовая дыра в бюджете «Автодора» составляет 130 миллиардов рублей и ее надо закрывать. Образовалась она в результате привлечения бюджетных средств на строительство дороги М-11. И это, к слову, является ответом на вопрос, с чем связано повышение стоимости проезда по платным трассам.

«На дорогу М-11 Москва — Санкт-Петербург мы привлекли деньги под 12–14%. Все отчитались, создали дыру в 130 миллиардов, которую мы должны шаг за шагом закрывать. Системное закрытие — это стоимость проезда», — приводит РИА «Недвижимость» слова Хуснуллина. 

Пятилетка за четыре года

Для Хуснуллина в целом характерно стремление «выполнить пятилетку за четыре года». Такие темпы реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» он обозначил еще в июне 2020-го. Тогда же вице-премьер заострил внимание на том, что строительство в целом и дорожное в частности может стимулировать восстановление экономики.

«Речь — о дорогах, которые строятся и ремонтируются в регионах. Сейчас особенно важно мобилизоваться и работать над реализацией всех существующих проектов и антикризисным планом. Тут двойной эффект: население увидит результат, плюс выигрывает экономика. А отдельные мегапроекты буду курировать лично», — пообещал вице-премьер в разгар пандемии. В число таких проектов вошло строительство ЦКАД, развитие железных дорог в Московском транспортном узле, строительство транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток» (составной частью последнего стала трасса М-12 Москва — Казань).

В октябре 2022-го Хуснуллин в своем Telegram-канале отчитался о том, что в России согласовали пятилетний план дорожного строительства. «Это 3,7 тысячи километров реконструированных, 3 тысячи километров расширенных и 110 тысяч километров отремонтированных дорог», — написал он. И это— помимо новостей о строительстве жилья, модернизации систем ЖКХ, замене ветхих и аварийных сетей, ремонте мостов (за Хуснуллиным, в частности, закрепили кураторство над восстановлением Крымского моста после теракта).

Отдельная гордость вице-премьера — строительство трассы М-12, участки которой пока получается вводить опережающими темпами. Так, например, в октябре на год раньше удалось ввести второй участок на М-12. «26-километровый участок дороги проходит по территории Владимирской области. Он существенно поможет разгрузить южный обход Владимира», — подчеркивал в своем Telegram-канале Хуснуллин, отмечая, что до конца года суммарно планируется запустить более 100 километров трассы.

Также в 2022 году стало известно, что президент РФ Владимир Путин поддержал идею строительства транснациональной магистрали от Санкт-Петербурга до Владивостока. Фактически речь идет о создании трансконтинентального маршрута, который охватит всю страну, объяснял Хуснуллин. Его протяженность — 12 тысяч километров. Пройдет он по территории 26 регионов. Еще столько же субъектов будет в зоне его тяготения. Такой подход обеспечит ускоренное экономическое развитие более 50 субъектов, указывал вице-премьер.

Кроме того, он предложил построить дороги так, чтобы обойти некоторые города: Хабаровск, Благовещенск, Новосибирск, Омск и другие. Завершить работы планируется во Владивостоке — обходной дорогой вокруг города. Ее собираются связать с портами и логистическими центрами, а также сделать возможным съезд через некоторые города к границам соседних стран, включая Казахстан, Монголию, Китай и КНДР. 

«Чем больше мы строим дорог — тем дешевле становится конечная продукция»

«С учетом того что Марат Шакирзянович, даже работая на территории Москвы (в должности заммэра по строительству — прим. ред.), отвечал за крупные дорожные объекты, логика в таком решении просматривается, — отметил в разговоре с «Компанией» Дмитрий Котровский, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в строительстве. — При переходе в правительство к нему ушел и контроль над нацпроектом «Безопасные качественные дороги». А если мы говорим о федеральных дорогах, последние заявления Хуснуллина еще раз подчеркивают: все, что касается федеральных дорог, безусловно, прерогатива центра. Все, что касается регионального строительства, — это все-таки бюджеты субъектов РФ. Поэтому спорить здесь не с чем».

По словам Котровского, эффективность работы Хуснуллина можно оценить и по нацпроекту «Жилье и городская среда». В начале ноября было заявлено, что по итогам года в стране планируют ввести 93–95 миллионов квадратных метров жилья, что, со слов вице-премьера, станет самым высоким показателем за всю историю со времен СССР. Это очередной рекорд, констатировал омбудсмен.

«Если такое количество квадратных метров зафиксировано и введено в эксплуатацию, и это рекорд, то, конечно, речь идет об эффективности. К 2024 году по нацпроекту мы должны вводить 120 миллионов ежегодно. И с присутствием Хуснуллина страна двигается в отношении этой цифры с ежегодным приростом. И это успех».

Комментируя потенциальное расширение транспортных коридоров, эксперт констатировал: чем лучше логистика, тем дешевле становится конечная продукция, услуга или товар.

«Нужно понимать: любая дорога — это очень дорого, вы должны в нужную точку в нужный момент привезти все необходимое, чтобы появился очередной метр длины дороги. Стройка — локомотив еще пяти смежных отраслей экономик России. И, создавая дороги, мы одновременно поддерживаем еще ряд отраслей. Просто потому, что сегодня вы заказали товар и получили его намного быстрее, чем рассчитывали прежде. Это может касаться продуктов питания, скоропортящихся товаров, перевозки стройматериалов», — резюмировал Котровский.

Хуснуллин является профильным вице-премьером, под ним находится «вся пирамида», включая профильных министров и базовые структуры, добавил глава Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Передача напрямую госкомпаний и структур в его ведение говорит о том, что в последнее время происходит серьезное усиление вице-премьеров как таковых. То есть они не просто оказываются на вершине пирамиды, они получают прямой доступ непосредственно к подведам — компаниям, которые раньше, как правило, находились в структурах профильных министерств, а управлялись очень часто через директивы АО "Росимущество"», — отметил он.

На посту профильного вице-премьера Хуснуллин приобрел серьезный аппаратный вес, отмечает Абзалов. Он курирует ряд физически значимых направлений, включая мосты и физический транспорт, обладает выстроенными связями с региональными группами — от Татарстана до Москвы. Вице-премьера можно назвать одним из самых «высоких» игроков, и в этом смысле передача ему кураторства над Росавтодором и «Автодором» — вполне логичный шаг, позволяющий сконцентрировать усилия, объясняет политолог.

По его словам, дорожное строительство действительно может стать хорошим драйвером, но для этого необходима «определенная оптимизация тех ресурсов, которые присутствуют сейчас». «Пока что имеет место некоторое дублирование функций. С учетом того что ресурсная база ограничена, необходимо эту силу (назначение нового куратора — прим. ред.) использовать. Поэтому какая-то оптимизация (внутри Росавтодора и «Автодора» — прим. ред.), вероятно, произойдет. В крайнем случае, скорость принятия решений увеличится за счет того, что [вопрос] будет находиться в прямом периметре вице-премьера», — резюмирует Абзалов.