Реформа без авторов
Россия собирается менять концепцию национальной обороны. Надо? Еще бы, это надо было не то что вчера – позавчера делать. Необходимость бороться с бандитами, как бы их там ни называли и что бы они сами про себя ни говорили, обсуждать даже неинтересно. Кто-то считает, что 11 сентября должно было сподвигнуть наше руководство на новую доктрину, а кто-то полагает, что и взрывов домов в российских городах достаточно для такого решения. Сейчас это уже неважно. Говорят, что учиться надо на чужих ошибках, однако это правило явно не для России.
Наконец решение принято. Остается ответить на несколько пустяковых вопросов: кто эту реформу будет разрабатывать, проводить в жизнь и за счет каких ресурсов. И тут приходится повторять вещи, всем уже порядком надоевшие. Итак, разработчики и исполнители принципиально новой концепции национальной безопасности. Во-первых, спецслужбы, которые смогли уничтожить младшего Бараева и гордо отрапортовать об этом досрочно – за несколько месяцев до его появления в Москве на «Норд-Осте» (и это не говоря о вопиющей безнаказанности Шамиля Басаева). И чья агентурная работа не позволила хоть что-то узнать о планируемом теракте, который готовился и на территории Москвы. Никто не спорит, дело это действительно непростое, подготовка и внедрение агентуры – дело тонкое и многотрудное. Но ведь в силу естественной закрытости спецслужб общество может получать хоть какое-то представление об уровне их работы только исходя из результатов этой работы. Всех этих сомнений никак не может отменить эффективный штурм, предпринятый «Альфой». В профессионализме сотрудников этого подразделения никто не сомневается, вот только разрабатывать и реализовывать новую концепцию будут не они. И проблема здесь не в недостатке средств: в сегодняшней России спецслужбы финансируются едва ли не в первую очередь. Громкие процессы над учеными, продавшими на Запад или Восток фанерные макеты оборудования, сведения о котором были опубликованы в открытой печати, или победа над журналистом Пасько не сильно убеждают население в готовности спецслужб к переходу на качественно новый уровень работы. А ведь именно это – отставим шутки в сторону – сегодня и требуется.
Еще больше сомнений вызывает готовность к проведению такой реформы заслуженных генералов из Генштаба и Министерства обороны. У них все-таки несколько другая специализация. Например, когда надо реформу угробить или перенести на такой срок, чтобы никто из обсуждающих до нее не дожил. Все, что они учили, знали и делали, устарело еще во второй половине прошлого века. И ведь обвинять их, похоже, не в чем. Может быть, стоит подумать о том, что широко рекламируемая президентская программа подготовки современных кадров не должна ограничиваться только гражданскими специальностями. А пока довольно сложно послать самолет или вертолет на чужую территорию с целью уничтожить далекое террористическое гнездо, поскольку они порой до соседней области долететь не могут: то попутных пассажиров перебрали, то часть бензина на коммерческие рейсы отпустили, а своим не хватило.
В результате все как раз может сложиться вполне удачно: агентурная ошибка будет компенсирована недоработкой военных. Но ведь это все есть и сейчас, а разговор идет о том, чтобы было по-другому. Так что вопрос, кто конкретно будет разрабатывать концепцию реформы и ее реализовывать, далеко не праздный.
Как и вопрос о том, сколько нужно денег и откуда их брать. Хотелось бы напомнить, что, хотя у нас с США один общий враг – международный терроризм, доходные части бюджета несколько различаются. Что усугубляется российской привычкой делать закрытыми подавляющее большинство статей оборонного бюджета. Это к тому, что зарплаты, например, врачей тоже имеют отношение к национальной безопасности. И к тому, что для проведения серьезной военной реформы требуется столь же серьезная реформа экономическая, которую нужно проводить в том же темпе. Чего никак не может заменить искрометная дискуссия о том, на сколько процентов вырастет инфляция к концу года и закончилась или нет налоговая реформа. Поскольку это все-таки ближе к гаданию, нежели к системной реформе.