Top.Mail.Ru
архив

«Региональные особенности энергетики должны учитываться», –

На прошлой неделе правительство внесло в Госдуму пакет законов о реформе электроэнергетики. Основные баталии, скорее всего, развернутся вокруг проекта закона «Об электроэнергетике». Изначально документ подготовлен в «версии» РАО «ЕЭС России», но вряд ли в парламенте все будут согласны с такой трактовкой энергореформ. Председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко не исключил даже, что полемика по законопроектам может затянуться настолько, что депутаты не успеют принять пакет в первом чтении до конца весенней сессии.

У сибирских энергетиков тоже есть предложения по поводу того, как должен быть организован рынок электроэнергии. Например, представители крупнейшей частной энергокомпании «Иркутскэнерго» хотели бы создать сибирский зональный рынок электроэнергии. Для этого предполагается создать администратора сибирской торговой системы, системного оператора на базе ОДУ Сибири и сетевую компанию на базе МЭС Сибири. Идею поддержал полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, но в проект закона «Об электроэнергетике» предложения иркутян пока не попали.

Генеральный директор «Иркутскэнерго» Владимир Колмогоров рассказал, что идея создания регионального рынка появилась еще в 1996 – 1997 годах. Сибирская энергетика действительно имеет свои особенности. Почти половина генерирующих мощностей приходится на гидроэлектростанции. Запасы гидроресурсов ГЭС зависят от водотока, атмосферных осадков, снеговых запасов, поэтому сложно предсказать, сколько станция сможет выработать электроэнергии и какие цифры можно планировать. В годы перестройки система оценки запасов и прогнозов наличия гидроресурсов фактически разрушилась, и запасы снега сейчас можно оценить только приблизительно – энергетики не имеют долгосрочных прогнозов по летне-осенним дождевым паводкам. При существующем риске составления балансов электроэнергии с учетом мощностей ГЭС может получиться так, что они не смогут выполнить задачи, которые определяются в балансах. Для покрытия дефицита энергии существуют тепловые мощности, которые тоже имеют большой резерв мощности, так как используются не в полном объеме. По сравнению с советскими временами сегодня наблюдается спад потребления тепловой энергии и соответственно выработки электроэнергии на ТЭЦ. Особенность тепловых сибирских станций состоит в том, что они находятся рядом с месторождениями угля, и в отличие от ТЭЦ востока, запада страны, работающих на угле, «Иркутскэнерго» несет меньшие транспортные расходы. Это делает продукцию иркутян достаточно конкурентоспособной. Между тепловыми станциями есть конкуренция, которая не всегда протекает по рыночным правилам, и это тоже немаловажная проблема. Пока наибольшее влияние на загрузку тех или иных тепловых станций имеют административные рычаги и региональные интересы. Сейчас происходит глобальное изменение климатических условий. Прошлой зимой в отличие от нынешней во всех районах Сибири было очень холодно. Тогда произошла нехватка органического топлива, а сейчас «Иркутскэнерго» не может сжечь запасенный уголь – это тоже особенность сибирской энергетики. Ломаются все финансовые планы, все показатели работы поставщиков, основные запасы топлива которых находятся в Сибири, и в этом тоже есть своя трудность. Нельзя предугадать, сколько нужно будет топлива на будущий год, как интенсивно будет развиваться угольная отрасль в Сибири. Поэтому, считает Владимир Колмогоров, тарифная политика должна носить более гибкий характер. Гендиректор «Иркутскэнерго» говорит: «Сибирская энергетика имеет свои специфические особенности и должна двигаться при реформировании отрасли с их учетом. Нужно учитывать низкую пропускную способность высоковольтных ЛЭП, связывающих Сибирь с европейской частью страны, возможности выработки дешевой электроэнергии на ГЭС, наличие колебания речного стока, необходимость долгосрочного планирования сработки водохранилищ и поддержания долгосрочных резервов мощности ТЭЦ. В модели реформирования энергетики есть ряд недостатков, которые зональный рынок может просто исключить. Я имею в виду отсутствие конкуренции среди потребителей, перекрестное субсидирование между различными зонами оптового рынка, концентрацию финансовых потоков вне зоны производства и потребления электроэнергии, эффективное функционирование топливно-промышленных комплексов. Сегодня необходимо вернуться к оптимизации работы ГЭС Ангаро-Енисейского каскада. Мы стремимся правильно позиционировать наши структурные изменения с общим процессом реформирования энергетики, чтобы проблемы с дискриминацией на ФОРЭМ, например, отпали бы сами по себе, а ОАО «Иркутскэнерго» могло стать полноправным участником конкурентного рынка электроэнергии.

Сейчас необходимо разработать модель зонального рынка и создать зональную энергетическую комиссию, которая бы контролировала выполнение сибирскими энергокомпаниями правил работы рынка.

Также мы хотим предложить методику расчета эффективности использования гидроресурсов и, самое главное, методику распределения эффекта. Мы понимаем, что гидропотенциал, возникающий при большой приточности, имеет отрицательные последствия как для нас при его неиспользовании, так и для угольщиков, железной дороги и федеральных станций РАО «ЕЭС России» при его использовании. Потери нужно чем-то компенсировать. Мы хотим предложить методику, которая позволила бы поделить эффект, получаемый при увеличении загрузки ГЭС, между всеми заинтересованными сторонами. Необходимо создать независимую организацию, которая бы рассчитывала экономическую целесообразность использования ГЭС. Часть экономического эффекта, получаемого при дополнительной загрузке ГЭС, должна делиться всеми участниками процесса выpаботки и распределения энергии. В том числе должны покрываться затраты тепловых станций на поддержание резерва. Это может быть разрешено после разработки технического проекта зонального энергетического рынка. Мы рассматриваем ряд предложений проектных организаций, которые готовы заниматься разработкой этого проекта, и, после того как они будут оформлены, их передадут представителю президента для согласования.

Как только будут созданы генерирующие компании и заработает сетевая компания, всем станет ясно, насколько эффективны цели, которые ставятся при реформировании, и на сколько произойдет увеличение цен. Скорее всего, произойдет значительный скачок цен, и без создания зонального рынка эта проблема для Сибири не будет решена.

Государству важно получить прозрачность тарифной политики и получить гарантированное сохранение и развитие энергетических мощностей, с тем чтобы можно было гарантировать стабильность развития всей экономики. Для этого необязательно проводить реформы, которые представлены в сегодняшнем виде. Необходимо было проанализировать государственную политику с точки зрения использования ресурсов газа и угля, работу вертикально интегрированных АО-энерго и понять, что не все резервы эффективности исчерпаны. Государство должно озаботиться тем, что реформирование энергетики может привести к значительному росту тарифов. Есть примеры неэффективного использования гидроресурсов. На сегодняшний деньесть избыток электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС, пока неясно, как он будет использоваться. На очереди ограничения в работе ГЭС «Иркутскэнерго», также большие запасы гидроресурсов на Красноярской ГЭС. Важно понять, как максимально эффективно использовать ситуацию с многолетними изменениями водных ресурсов гидростанций Сибирского региона.

Мы считаем, что вариант реструктуризации РАО с выравниванием тарифов по России для Сибири неприемлем. Региональные особенности энергетики должны все-таки учитываться, так как на территории нашего региона расположены энергоемкие предприятия, изначально рассчитанные на дешевые энергоресурсы.

Надеюсь, что законодательные акты, которые в ближайшее время будут рассматриваться Государственной Думой, учтут особенности Сибири. Мы в этом направлении тоже предпринимаем некоторые усилия, пытаясь подключить к процессу депутатов, в том числе и от Иркутской области, надеемся на их поддержку».

 

Энергия из первых рук

В этом году в реках Восточной Сибири очень много воды. Только в Братском водохранилище «Иркутскэнерго» накопило резервов для производства 5,5 млрд кВт/ч электроэнергии. Будет ли создан зональный энергетический рынок пока еще неизвестно, а пока сибирские энергетики решили работать с тем, что есть. В этом году акционеры «Иркутскэнерго» и Красноярской ГЭС зарегистрировали компанию «МАРЭМ плюс», которая получила лицензию участника оптового рынка электроэнергии (ФОРЭМ) с правом по прямым договорам поставлять энергию потребителям Иркутской и Нижегородской областей, а также Республики Бурятия. Директор департамента внешних связей управляющей компании «Иркутскэнерго» и Красноярской ГЭС – «Евросибэнерго» Владимир Кирюхин говорил журналистам: «Сегодня средний отпускной тариф в Иркутской области – 15 коп. за кВт/ч, а в Бурятии – 70 коп. за кВт/ч. Мы же предлагаем «Бурятэнерго» свою электроэнергию по тарифу, утвержденному региональной энергетической комиссией Бурятии в размере 20 коп. за кВт/ч. При этом тарифы для остальных потребителей ФОРЭМ не изменятся, а стоимостный дисбаланс по энергозоне Сибири сократится. Кстати, такой опыт можно распространить и на соседей – Читинскую область и Красноярский край, имея в виду создание в будущем Байкальской энергетической зоны»

Еще по теме