Top.Mail.Ru
финансы

Регионы подсели на цифру

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Уровень цифровизации страховых услуг для россиян составляет 43 %. При этом рынок демонстрирует большую готовность к онлайн-сервису, чем могут предложить страховые компании. Об этом говорится в исследовании «Индекс застрахованного», которое 7 декабря представил Всероссийский союз страховщиков.

«Индекс застрахованного» — это первая попытка количественно оценить уровень цифровизации продуктов и услуг страховых компаний для клиентов — физических лиц. Исследование проведено аналитиками компании AC&M-Consulting на основе данных самих страховщиков (информацию предоставили компании, занимающие совокупно 20 % рынка) и опросов населения.

По данным исследования управляющего партнера AC&M-Consulting Михаила Алексеева, около 60 % россиян, которые регулярно пользуются интернетом, знают, что взаимодействие со страховой компанией можно перенести в онлайн. 40 % россиян уже являются потребителями страховых онлайн-услуг. Чаще всего, в 52 % случаев, на сайте или в мобильном приложении оформляли расчет стоимости полиса. Приобретали или оформляли полис онлайн 47 и 34 % соответственно. Самый большой разрыв наблюдается между возможностью урегулировать страховой случай онлайн и практикой. Воспользоваться этим инструментом смогли около 10 % респондентов.

Степень доверия цифровому страхованию, согласно «Индексу застрахованного», коррелируется с возрастом потребителей. Молодежь от 18 до 24 лет — самая «доверчивая» группа. Полностью полагается на онлайн-сервисы каждый четвертый, еще 48 % респондентов этого возраста «скорее доверяют, чем не доверяют».

Им привычно обращение к мобильным приложениям и веб-интерфейсам, это превращает молодых в самых привередливых — в этой группе больше всего неудовлетворенных своим опытом взаимодействия со страховыми в сети: им хочется быстрее и проще.

Сильно зависит от возраста и готовность отказаться от офлайна. Число тех, кто готов или скорее готов, составляет 65 %. Менее всего готовы к полноценному погружению в «цифру» люди старше 45 и 55 лет. Это предсказуемые результаты, но географическая дифференциация оказалась неожиданной для исследователей.

11.pngИсточник: Индекс застрахованного

«Чем дальше населенный пункт от столицы, тем с большей готовностью его население хотело бы воспользоваться цифровыми услугами, — утверждает Михаил Алексеев. — Дефицит предложения в малых городах заставляет потребителя искать альтернативу, и он с большей готовностью относится к цифровым услугам.

Подводя итоги исследования, Михаил Алексеев подчеркнул, что страховая отрасль — уже на полпути к полной цифровизации. «Бизнес имеет дело с рынком, который уже сейчас готов в значительной мере пользоваться онлайн-услугами. Мы говорим о двух третях целевого рынка. Дело за страховщиками — как интенсивно они будут реализовывать этот потенциал», — подчеркнул Михаил Алексеев.

Он уверен, что когда крупнейшие участники рынка подтянутся к лидерам цифровизации, то индекс может быстро перевалить за 50 %. Но 100 % не достигнет в обозримом будущем, поскольку все еще значительна доля пользователей, предпочитающих личное общение при получении услуги.

По мнению председателя комитета Всероссийского союза страховщиков по электронной коммерции и цифровым сервисам Владимира Скворцова, существует большой разрыв между восприятием отрасли снаружи и извне.

«Нас зачастую воспринимают как консервативно нецифровых. Между тем объем страховых услуг, продающихся через интернет, за пять лет вырос в 20 раз. Сейчас, по данным Центробанка, он достиг почти 70 млрд рублей», — подчеркивает Владимир Скворцов.

Как считает Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям КРОК, цифровизация должна быть не просто новым инструментом: она призвана создать другой опыт пользования страховыми услугами. Так, американский стартап Lemonade обещает застраховать за 90 секунд и за три минуты урегулировать страховой случай. Большинство российских компаний считают нормальным выплату средств в течение одной-двух недель.

Дальнейшей цифровизации российского страхования должно, по мнению страховщиков, способствовать подключение к цифровому профилю человека. Сейчас, как рассказал журналу «Компания» Владимир Скворцов, идет пилотный проект в рамках страхования ОСАГО. Клиент дает страховой компании разрешение на использование его данных с «Госуслуг» — например, о номере и модели автомобиля, паспортные данные. Это экономит время и избавляет от необходимости заполнять формы документов повторно.

«Все больше клиентов дают такие разрешения, — отметил Владимир Скворцов. — На первых порах было много некорректных данных — приходилось дозаполнять формы вручную, сейчас всё меньше. За этим будущее. Первый шаг (по интеграции с цифровым профилем. — Прим. «Ко») сделан — я расцениваю его как позитивный».