«Регулятору не нужны очередные толпы обманутых вкладчиков»
Крах Киви банка, активы которого превышают 77 млрд рублей, заставил клиентов волноваться о возврате собственных средств. Тем более, что согласно действующему законодательству, на онлайн-кошельки не распространяется страховка по аналогии с банковскими вкладами. Опрошенные «Компанией» эксперты оценили перспективы собственников замороженных средств.
Трудности деанонимизации и временные прогнозы
Регулятору не нужны очередные толпы обманутых вкладчиков, уверен адвокат, старший партнер МКА «Ионцев, Ляховский и партнеры» Максим Ионцев. Поэтому большинству владельцев удастся вернуть деньги, если, конечно, они будут готовы назвать свое имя.
«Владельцы анонимных кошельков, которые использовались, в том числе для проведения сомнительных транзакций, вынуждены будут как минимум раскрыть свою личность и доказать принадлежность именно им средств, находящихся на этих кошельках», — подчеркнул Максим Ионцев в разговоре с «Компанией».
По его мнению, доказать собственность в случае с анонимными кошельками будет непросто, при этом «деанонимизация в ряде случаев будет создавать для этих лиц куда большие проблемы, чем потеря денег». Юрист предполагает, что выплаты крупных сумм станут осуществляться по аналогии с лимитом, установленным для банковских вкладов, — 1,4 миллиона рублей. Вернуть суммы, превышающие лимит, «если и получится, то только в ходе процедуры банкротства».
9 миллионов виртуальных кубышек
По оценке Агентства по страхованию вкладов, в Киви банке было оформлено около 9,3 млн электронных кошельков с общей суммой средств 4,4 млрд рублей.
Анонимных кошельков с лимитом до 15 тыс. рублей насчитывается 1,3 млн, средний размер составляет 212 рублей. На кошельках с упрощенной идентификацией, допускающих размещение средств до 60 тыс. рублей, в среднем оставалось 328 рублей.
Кошельков, где проводилась полная идентификация клиента, а лимит достигал 600 тыс. рублей, было оформлено 870 тыс. В данном случае средний размер остатка — 2034 рубля.
Согласно сообщению ЦБ, у Qiwi достаточно активов, чтобы расплатиться с владельцами кошельков, напоминает аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. По мнению эксперта, средства владельцам электронных кошельков будут выплачиваться в рамках общей процедуры банкротства. Сроки ожидания таких выплат могут быть весьма значительными — полгода-год. «Я бы не исключал, что владельцы кошельков с большими суммами попадут под какие-то проверки, учитывая формулировку претензий ЦБ к Киви банку», — уточняет Игорь Додонов.
Получение средств с электронных кошельков ускорит намерение банка «Точка» («Компания» сообщала об этом ранее ) выкупить достаточно большую часть задолженности по договору цессии, полагает Дмитрий Курбатский, управляющий партнер ФГ «Дмитрий Донской». Эксперт при этом прогнозирует, что обладающий достаточной ликвидностью Киви банк не будет признан банкротом, а средства станут выплачивать всем кредиторам после завершения процедур, начатых в соответствии с антиотмывочным законодательством.
«Деньги с кошельков будут возвращаться из средств, находящихся на счетах в банке, финансов там достаточно. Детали пока неизвестны — скорее всего, будет подаваться заявление с указаниями реквизитов кошелька и владельца и счета для вывода. По анонимным кошелькам ясности нет, но средний остаток там мизерный», — комментирует, в свою очередь, председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.
Финансы и мошенники
«Мы не выявили случаев прямого материального ущерба клиентам, например хищений с их электронных кошельков. Однако мы зафиксировали значительное число случаев, когда банк оформлял кошельки на людей, которые об этом даже не подозревали. А через такие кошельки злоумышленники могут проводить любые незаконные операции, компрометируя ни в чем не повинных людей», — заявила в интервью «Интерфаксу» зампред ЦБ Ольга Полякова, комментируя ситуацию с отзывом лицензии.
После решения регулятора Qiwi заблокировал снятие средств с электронных кошельков, а в интернете появилось множество «двойников» его сайта, где предлагают вывести средства из кредитной организации. В Агентстве по страхованию вкладов предостерегают от принятия подобных нелегальных предложений — после сбора средств за оказание услуги «посредники» внезапно перестают выходить на связь.
«Российским законодательством на текущий момент не предусмотрена ответственность за создание фишинговых копий сайтов. Но поскольку мошенники путем использования технических средств, по сути, незаконно получают доступ к защищенным компьютерным данным пользователя, вынуждают его под влиянием заблуждения совершать с ними те или иные действия (например, перечислять денежные средства со счета или вводить данные своей банковской карты), то подобная деятельность может быть приравнена к мошенничеству в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ)», — комментирует директор по инновационным проектам ГК InfoWatch Андрей Арефьев.
Отличить фишинговый сайт от легитимного непросто даже опытным пользователям, однако всегда есть характерные признаки, по которым можно распознать поддельный ресурс.
«В первую очередь это название сайта в адресной строке — оно не может совпадать с оригинальным, но мошенники стараются создать близкое по написанию: меняют C на K и наоборот, пишут адрес реального сайта с ошибкой, добавляют цифру или лишнюю букву, используют название компании с приставками service, official и подобными. Также должно насторожить, если в адресной строке вместо доменного имени сайта используется IP-адрес или, например, длинное имя, в котором фигурирует оригинальный адрес и т. д.
В список подозрительных признаков можно добавить и «кривую» верстку сайта, речь идет о пустых блоках, неработающих внутренних ссылках, отсутствии значка защищенного соединения https», — перечисляет способы определения «фальсификата» Андрей Арефьев.
Биржевая игра на рисках
Однако есть и те, кто надеется нажиться на ситуации вокруг отзыва лицензии у Киви банка — игроки на фондовом рынке.
Покупка акций группы Qiwi в нынешних условиях, по мнению экспертов, — идея спекулятивная и сверхрискованная. Отзыв лицензии у банка ударит по российскому бизнесу Qiwi, поставив под угрозу продолжение его существования. Однако ранее компания продала его менеджменту (то есть созданной менеджментом гонконгской компании) за 24 млрд руб., причем в рассрочку. Часть средств от сделки планировалось направить на выкуп бумаг у акционеров.
Поступили ли Qiwi какие-то платежи, неизвестно. Сама Qiwi недавно сообщила, что будет вынуждена сократить обратный выкуп или отложить его, если покупатель не исполнит обязательства в рамках сделки. «Пока непонятно, на что в данный момент могут рассчитывать акционеры Qiwi, надо надеяться, что компания в ближайшее время прокомментирует ситуацию. При этом делистинг бумаг Qiwi с Московской биржи выглядит весьма вероятным», — оценивают ситуацию в «Финам».
«Венчурные вложения во все времена приносили либо серьезные доходы, либо убытки. Вероятно, что лица, покупающие акции, располагают некой инсайдерской информацией относительно структуры обязательств банка. Если это предположение является верным, то венчурные инвесторы рассчитывают на то, что банкротство банка в классическом виде не состоится, а процедура будет прекращена. В этом случае курс акций значительно вырастет, что принесет быстрый и значительный доход», — отмечает в свою очередь Максим Ионцев.
У Виктора Достова оптимизма по будущему акций сложного эмитента нет, но прогнозировать крах он тоже не берется: у Qiwi есть активы, кроме банка. «Куда пойдёт цена от текущей точки - предсказать невозможно», — говорит аналитик.
Дмитрий Курбатский напомнил, что после отзыва лицензии наблюдалась «достаточно активная торговля» и предостерег «на таком суперволатильном рынке совершать какие-то действия по этим бумагам».