Top.Mail.Ru
крипта

Регуляторы «прощупывают» криптовалюту

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Legion-Media

В середине декабря 2021 года о будущем криптовалюты высказались как в МВФ, так и в России. Что ждет «крипту» в ближайшем будущем — в колонке для журнала «Компания» рассказывает Валентина Дрофа, основатель и гендиректор Drofa Comms, член Совета по финансовому просвещению и защите прав потребителей стран СНГ. 

Криптовалюты уже более десяти лет являются частью мировой экономической системы, и ровно столько же продолжаются попытки финансовых регуляторов различных стран определиться в своем отношении к этим цифровым активам. Тем не менее, национальные регуляторные политики до сих пор слабо коррелируют друг с другом. Более того — в 2021 году они, покрывая весь спектр возможных отношений государства к криптовалюте, в своих крайностях стали наиболее полярны: от признания официальным платежным средством в Сальвадоре до запрета майнинга и всех финансовых операций в Китае.  

Отчасти такому различию способствовала выжидательная позиция наднациональных органов — так, FATF только в середине 2019 года опубликовала свой  «список рекомендаций» относительно криптовалют. А экономист МВФ Гита Гопинат лишь под занавес 2021 года заявила о необходимости государственного регулирования криптовалютного рынка, увидев в противном случае риски полной утраты контроля над рынком цифровых активов. Схожие заявления в 2021 году МВФ делал и ранее — но слова Гиты Гопинат имеют, пожалуй, наибольший вес — ожидается, что она вскоре займет пост Первого заместителя директора-распорядителя МВФ.  На этом фоне в конце 2021 года деятельность регуляторов США (Securities and Exchange Commission, SEC), Великобритании  (Financial Conduct Authority, FCA), а также Банка России можно рассматривать как поиск собственных оптимальных решений и попытку сформировать общие долгосрочные тренды. 

FCA & SEC: разными путями к одной цели

События, произошедшие на криптовалютных рынках Великобритании и США в 2021 году, иллюстрируют схожие регуляторные тенденции этих стран, в целом совпадающие и со стратегией ЕС. Их суть — стремление снизить риски инвесторов — в первую очередь неквалифицированных — вкладывающих средства в криптовалюту и ее производные. Однако инструменты, используемые для достижения этих целей, каждая страна выбирает самостоятельно. 

Так, Великобритания начала год с прекращения розничной продажи  криптовалютных маржинальных биржевых деривативов с кредитным плечом, середину года отметила блокировкой деятельности по обмену валюты одной их крупнейших мировых бирж Binance — а заканчивает 2021 год запретом ведения нескольких рекламных кампаний, рассчитанных на розничных инвесторов.

США же, на первый взгляд, ослабили требования к рынку криптовалют, одобрив первый биржевой фонд  (ETF), базирующийся на операциях с биткоин-фьючерсами. Однако это произошло после нескольких лет отказов другим претендентам, от которых получивший разрешение Volt Bitcoin Revolution отличается предложением лишь своих акций, а не прямым  доступом инвесторов к криптовалюте. Фактически SEC своей позицией добился появления некоторого «буфера» между биткоином и инвесторами, что может служить иллюстрацией достаточной жесткости SEC.

Как бы то ни было, западные страны идут по пути от более свободного к регулируемому рынку — в отличие от Китая, резко установившего жесткие запреты на эмиссию и обращение криптовалюты. Однако не исключено, что Поднебесная всё же придёт к регулируемому рынку, но с другой стороны - путем постепенного смягчения ограничений. 

Россия на криптораспутье

Россия на мировом рынке криптовалют пока занимает осторожно-выжидательную позицию. В стране 2021 год начался вступлением в силу закона «О цифровых финансовых активах», который де-юре признал существование цифровых валют, и их возможности выступать средствами платежей и предметами инвестиций — но не в России.

Сегодня в стране криптовалюта имеет лишь статус имущества, допускающий ряд  сделок — например, купли-продажи. Но, судя по информации середины декабря 2021 года, Банк России не рассматривает такой статус, как окончательный и долгосрочный. Российский  мегарегулятор активно изучает все возможные формы воздействия на рынок криптовалют — от полного запрета до легализации  отечественных биржевых институтов. 

Спрос рождает регулирование

Видимый результат 2021 года — повышение активности регуляторной деятельности в отношении криптовалют. Однако пока это выглядит лишь «прощупыванием» рынка перед консолидированным ответом финансовой системы дерзкому новичку — децентрализованным цифровым валютам, открывающие свободное трансграничное обращение. Тем не менее, общая экономическая ситуация благоприятствует росту интереса населения и бизнеса к криптовалютам. Цифровая валюта не участвует в массированной эмиссии, и не подвержена инфляции – это качество делает криптовалюты всё более привлекательными в качестве инструментов сохранения средств и зарабатывания доходностей.

Так что в будущем году можно ожидать ускоренного роста — как криптовалютных рынков, так усилий по их регулированию. В том числе и со стороны надправительственных организаций — МВФ, Всемирного Банка, FATF и прочих. Все они станут продвигать идеи повышения прозрачности рынка и защиты инвесторов — а национальные регуляторы, получая такие целеуказания, будут реагировать на них изменениями своих политик. Вероятнее всего, мы увидим интенсивное лавирование между растущими интересами крупных игроков рынка и их клиентов с одной стороны, и попытками усиления контроля — со стороны надзорных и фискальных органов.