Реинкарнация. Версия третья
Во второй половине 1990-х годов многие автомобильные стилисты пытались создать дизайн «переходного периода» – из века XX в век XXI. При этом одной из любимых тем было сочетание ретро и авангарда. Но из всех концептуальных разработок до конвейера дошел лишь Chrysler PT Cruiser. В отличие от Mini и VW New Beetle он не имеет прародителя. Эта модель – собирательный образ американских машин 30 – 40-х годов. Однако отсутствие прямых ассоциаций с какой-либо легендарной моделью не помешало ему добиться успеха как в Америке, так и в Европе: с 2000 года во всем мире продано уже 310 тыс. PT Cruiser.
У модели было три автора. Идея в целом принадлежала вице-президенту компании Chrysler Тому Гейлу. Разрабатывал машину молодой дизайнер Брайан Несбитт, а руководил проектом глава службы дизайна Chrysler Нейл Уоллинг. Проект, работа над которым началась в 1995 году, получил кодовое название Street Smart («уличный умник»).
Нельзя сказать, что на московских улицах PT Cruiser уже примелькались, но если целый день колесить по Москве, то один «крузер» на глаза точно попадется. Тем не менее реакция на него по-прежнему сродни крыловскому «по улицам слона водили». Кстати, я подметил любопытную деталь – мужчины нередко оценивают этот автомобиль термином «красивый». А женщины более сдержанны в своих высказываниях и часто ограничиваются констатацией того, что машинка «очень необычная». У меня PT Cruiser рождает ассоциации с Америкой времен «сухого закона». Автомобиль очень «киногеничен», он словно создан для съемок в гангстерских фильмах.
В дизайне машины слились современные и ностальгические ноты. Удобства водителя и пассажиров не отданы в жертву ретро-стилю. Наоборот, «старинный» дизайн PT Cruiser весьма функционален. Высокая крыша позволяет удобно устроиться за рулем человеку любого роста. Посадка водителя при этом сохраняется типично «минивэновской»: высокая, с прямой спиной и согнутыми в коленях ногами – это идеальная поза для езды по городу. Опять-таки благодаря высокому кузову в салон не просто садишься – в него входишь: дверные проемы будут просторными для людей любой комплекции и роста. А вот совместить ретро-стиль и удобство кресел конструкторам так и не удалось. И к лучшему: сиденья автомобиля и по форме, и по «содержанию» самые современные – нигде не жмут, не провисают, прочно удерживают тело в лихих поворотах.
Интерьер передней панели также пропитан стилем тридцатых: круглые белые циферблаты приборов утоплены вглубь приборной доски; декоративная «металлическая» крышка «бардачка» (на самом деле под пластиковой панелью уместилась подушка безопасности; руль с тонкими спицами. Американцам удалось создать очень «теплый» по ощущениям салон. Такое чувство рождается, видимо, потому, что понятия «ретро» и «уют» близки по духу.
По функциональности салона PT Cruiser даст фору многим универсалам и по крайней мере на равных может тягаться с микровэнами. Задние сиденья складываются по частям и выносятся из машины (хорошо, правда, иметь под рукой инструкцию к автомобилю). У сложенных кресел, как у чемоданов, есть ручки и колесики. Полку, прикрывающую содержимое багажника от чересчур любопытных взглядов, можно превратить в удобный обеденный столик под навесом в виде поднятой задней двери.
На первый взгляд, PT Cruiser не может обладать какими-то выдающимися ходовыми качествами: высокий центр тяжести еще ни одному водителю не помогал уверенно вести машину. Однако визуальное впечатление обманчиво. На дорожных неровностях и в поворотах автомобиль ведет себя очень достойно. Крены минимальны, энергоемкая подвеска позволяет проезжать трамвайные пути, не сбрасывая скорости. В поведении подвески и рулевого управления нет ничего «американского». На пологих волнах асфальта пассажиров не укачивает, руль упругий, с четкой обратной связью. Правда, радиус разворота у PT Cruiser для «городского умника» слишком велик.
«Европейские» черты в характере PT Cruiser преобладают, потому что значительная часть работ по его созданию выполнялась не только в Штатах, но и в конструкторских бюро Chrysler во Франции, Германии, Великобритании.
Единственным существенным недостатком автомобиля можно назвать откровенно неудачное сочетание автоматической коробки передач и 2-литрового двигателя мощностью 141 л.с. Такие динамические показатели автомобиля однозначно стоило оставить в прошлом. Если вас раздражает (что неудивительно) медленный разгон и невозможность резко ускориться со скорости 80 – 90 км/ч, то лучше выбрать машину с «механикой». Самый дешевый PT Cruiser сегодня продается за $27 тыс., самый дорогой – с тем самым «автоматом» – за $29,5 тыс. Кстати, совсем недавно в продаже появился PT Cruiser с современным дизелем объемом 2,2 литра (созданным на базе «мерседесовского» мотора, ведь Chrysler – часть объединенной германо-американской корпорации). Такой вариант автомобиля стоит $29 тыс.