Top.Mail.Ru
архив

Реклама без паузы

Россия не устает удивлять. Конечно, сейчас у всех на устах могучий  Китай, который начинает доминировать на мировых рынках. Дикий капитализм в посткоммунистической России – бледная тень, пустяк по сравнению с почти рабским состоянием, в котором находятся миллионы китайских рабочих, выпускающих продукцию под маркой Timberland или Nike, компьютерные микросхемы, телевизоры и радиотехнику, игрушки,  инструменты и тысячи других промышленных изделий за сущие копейки. Затем эта продукция экспортируется за рубеж и продается по ценам в сто, двести, пятьсот раз выше себестоимости, но, несмотря на это, цены оказываются на порядок ниже себестоимости продукции европейских, американских и японских компаний.

Как справиться с несговорчивым Китаем – это главный ребус современной мировой экономики. Решение его пока никому не по зубам, да и нет уверенности, что его вообще удастся найти. При чем же тут Россия? – спросите вы. А вот при чем: Россия тоже начинает доминировать, по крайней мере в одной сфере. Я имею в виду многообещающий российский рынок рекламы. О том, что этот рынок растет небывалыми темпами и сулит большую прибыль, заявляет не кто иной, как Руперт Мердок, самый могущественный телемагнат в мире, способный затмить на этом поприще даже Сильвио Берлускони.

Мердок хочет придти на российский рынок через компанию Video Intenational, занимающейся рекламой и связанной с его телевизионной корпорацией News Corp. Если он принял решение стать игроком на российском рынке, то, значит, рассчитывает сделать здесь большие деньги, а не заниматься благотворительностью. По прогнозам экспертов, в этом году рост отечественного рынка рекламы составит 32%, что примерно соответствует 5 миллиардам долларов. Вот почему десятки рекламных агентств из Европы, и особенно из Америки, стремятся сегодня закрепиться на российском рынке.

Компания Video International находится в несколько привилегированном положении – она была образована не без участия Михаила Лесина, бывшего министра по делам печати. Расчет Руперта Мердока точен: эти люди знают, как делать деньги на рекламе в России.

Во всяком случае, сегодня места на российском рынке хватит всем. В одной только столице рекламных щитов больше, чем во всей Великобритании или во всей Африке (за исключением ЮАР). Есть еще и другие потрясающие статистические данные: в России в настоящий момент зарегистрировано почти 20 тысяч рекламных агентств, которые занимаются рекламой на улицах городов, на телевидении, в печати и других средствах массовой информации. А еще лет 15 назад, например, по обеим сторонам широкого Ленинградского проспекта можно было разглядеть лишь унылую рекламу товаров из стран СЭВ, да призывы на огромных щитах летать самолетами Аэрофлота.

Сегодня спрос растет быстрее предложения. Поэтому увеличиваются цены  телевизионную рекламу, на уличную рекламу и т.д. Но те, кто сегодня готов платить эти деньги, в накладе не останется. И Мердок это прекрасно понимает.

Проблема в другом: Москва рискует превратиться в этакую ярмарку, своеобразный Луна-парк, где главный видеоряд состоит из полуголых красавиц на фоне автомобилей западных иномарок, которые по карману только очень состоятельным людям. Остальным остается только смотреть и завидовать рекламируемой роскошной жизни.

Телевизионные программы и так  далекие от совершенства рискуют оказаться погребенными под валом телерекламы. Когда я приезжаю в Москву и включаю телевизор, у меня такое ощущение, что я и не уезжал из Италии, где телереклама отбивает охоту смотреть самый интересный художественный фильм.

Но может быть, и в этом России суждено преподнести еще один урок остальному миру: а вдруг именно здесь умрет то телевидение, к которому мы все когда-то привыкли, телевидение, благодаря которому мы иногда узнаем новости. Скоро по «ящику» будут транслировать только рекламу. Что ж, издержки «цивилизованного» общества. Вопрос только в том, действительно ли мы стремились к такой «цивилизации».

 

Еще по теме