Реклама с доставкой
Начав с 20 автобусов, всего за четыре года генеральному директору канала "Маршрут-ТВ" Артуру Бабаяну удалось создать СМИ с охватом аудитории, сопоставимой с эфирными телеканалами федерального уровня. Однако в отличие от рекламы на центральных каналах, разместить ролик в сети "Маршрут-ТВ" могут себе позволить даже владельцы парикмахерской или продуктового магазина.
Назойливость рекламы на экранах наших телевизоров стала уже буквально притчей во
языцех. Бороться с засильем роликов, призывающих вкладывать деньги в "наш самый
надежный банк" и покупать новое чистящее средство, пытались и депутаты, и
общественные организации. Но реклама - это хлеб для телевизионщиков и, как
принято говорить, "двигатель торговли". Более эффективных способов продвижения
товаров и услуг еще не придумано. Так что потребителям пока придется смириться с
тем, что их любимый сериал или фильм перманентно прерывается рекламными
вставками. Правда есть выход: переключиться на другой канал, на котором в это
время нет рекламы. Весьма действенный способ, пользуются им многие. Гораздо
менее навязчиво выглядит реклама на улицах и в метро. Действительно, что еще
делать пассажирам, коротающим время в ожидании своей остановки или, наоборот,
транспорта, как не разглядывать красочные плакаты. "А если это будет не
статичное изображение, а видео, где реклама перемежается с весьма интересными
для скучающих пассажиров роликами?" - подумал Артур Бабаян в 2005 году, когда
ему пришла идея создать компанию "Маршрут-ТВ" - на сегодняшний день второго в
мире оператора подобной сети. Внимание к таким рекламным носителям будет куда
больше, чем к растяжкам и плакатам на улице или рекламным щитам в метро. Расчет
был точен: аудитория канала "Маршрут-ТВ" год от года растет как на дрожжах, а
среди клиентов есть такие крупные бренды федерального масштаба, как "Мегафон",
Mail.ru, "Перекресток", IKEA и многие другие. Одновременно с этим стоимость
размещения позволяет купить "кусочек" рекламного времени и мелким
предпринимателям, открывшим небольшой магазин или салон красоты. Причем
благодаря разработанной технологии реклама доставляется "точечно" - той целевой
аудитории, которая ежедневно проезжает мимо конкретного ресторана, магазина или
парикмахерской. Генеральный директор "Маршрут-ТВ" Артур Бабаян рассказал "Ко", с
какими трудностями он сталкивался, первым в России выстраивая с нуля подобный
бизнес.
- Кто стоял у истоков создания компании, и как вообще
возникла идея телевизионной рекламы в маршрутных такси?
- Идея на самом
деле витала в воздухе: к моменту создания компании уже появились достаточно
дешевые жидкокристаллические мониторы, а также проигрыватели на базе флеш-карт.
Вначале мы опробовали нашу идею на базе одного автомобиля в Москве. Признаюсь,
что на первом этапе мы даже не были уверены, что видеопрограмма в салоне
автобуса может привлечь внимание пассажиров. Но проект оказался весьма успешным,
люди действительно смотрели наши программы в дороге.
Что касается того,
кому изначально пришла в голову идея создать подобную рекламную площадку, то это
был, скорее, "коллективный разум". Один мой сотрудник по предыдущему бизнесу
занимался развитием видеорекламы в супермаркетах, игровых залах, кинотеатрах. То
есть бизнес, построенный на базе телерекламы на цифровых медиа, был известен уже
достаточно давно, мы лишь придумали, где можно еще их разместить.
-
Почему были выбраны в качестве, если можно так сказать, "носителей" рекламной
информации именно маршрутные такси, а не трамваи, например, или
автобусы?
- "Маршрутки" являются своего рода "фильтром" для потенциальной
аудитории. Из-за их коммерческой природы ими практически не пользуются дети,
подростки, пожилые люди, а также разного рода льготные категории граждан. Те,
кто пользуется этим транспортом, как правило, люди активные, они работают и
зачастую весьма неплохо зарабатывают, а значит, они являются потенциально
интересной аудиторией для рекламодателей.
- На каких условиях вы
договариваетесь относительно размещения своих мониторов в "маршрутках"?
-
На условиях аренды. Мы платим автопредприятиям арендную плату.
-
Где был взят стартовый капитал? Вы изначально строили бизнес за счет собственных
или привлеченных средств?
- Наш бизнес изначально развивался на заемные
деньги, привлеченные под бизнес-план у Юниаструм банка. Первый кредит был весьма
небольшой по сравнению с нашими амбициозными планами - порядка $500 000. Надо
понимать, что бизнес был венчурным, но банк поверил в нашу идею, и сейчас сумма
кредита намного превышает первоначальную. С другой стороны, развитие
обеспечивает доход самой компании, размер собственных средств, направленный на
развитие фирмы, по сумме равен полученному кредиту. По бизнес-плану мы должны
полностью рассчитаться за кредит в 2011 году. Мы до сих пор сотрудничаем, и банк
на протяжении нескольких лет также является нашим клиентом.
- Какова
аудитория вашего канала?
- По охвату аудитории мы уже можем сравниться с
эфирными федеральными каналами. Если брать Москву, Санкт-Петербург и еще
несколько десятков городов, где мы работаем, то наша аудитория в настоящее время
составляет порядка 10 млн человек, или около 1,5 - 2 млн пассажиров в день.
Причем, еще раз повторюсь, это не аудитория, условно говоря, возрастом "4 плюс",
как у эфирных каналов, а зрители "16 плюс", которые являются целевой аудиторией
для большинства рекламодателей. Мы не намерены останавливаться на достигнутом и
планируем довести число городов присутствия до 100 (сейчас порядка 30). Везде мы
работаем на условиях франчайзинга, в каждом городе есть свой оператор, свои
инвесторы, но они все работают в одном программном продукте. При этом они ведут
унифицированную корпоративную отчетность и придерживаются единого корпоративного
стиля.
- Не секрет, что очень многих зрителей постоянная реклама
на телевидении уже раздражает. Почему вы так уверены, что именно в маршрутных
такси ее будут смотреть?
- Наша миссия заключается в том, чтобы развлекать
и информировать пассажиров. В нашем эфире не идет одна реклама, мы перемежаем ее
с контентом, который способен привлечь внимание людей. Это забавные и
познавательные видеоролики. Именно благодаря этому у пассажиров и складывается
лояльное отношение к остальному контенту, демонстрируемому на экране.
- Кто является вашими клиентами?
- Нашими рекламными
носителями пользуются как крупные бренды, имеющие интересы во многих регионах
нашей страны, так и средний и даже мелкий бизнес. В последнем случае за весьма
небольшие деньги (порядка 2000 - 5000 руб.) парикмахерская, например, на пути
следования двух-трех "маршруток" может заказать собственную рекламу для целевой
аудитории - людей, которые ежедневно проезжают мимо нее. В день это составляет
около 70 - 80 показов в каждой машине. Согласитесь, более чем привлекательная и
"подъемная" цена за такую услугу для малого бизнеса. В этом наша уникальность,
ведь ни один мелкий предприниматель раньше и мечтать не мог о рекламе на
телевидении. Теперь же около 40% наших клиентов составляют представители мелкого
и среднего бизнеса.
- Как изменилась устанавливаемая вами в
"маршрутках" техника за последние четыре года работы?
- Изменения
произошли кардинальные. Первоначально, когда мы только запускали этот проект, мы
использовали DVD-плееры, которые выходили из строя буквально через один-два
месяца работы. Через несколько месяцев мы поняли, что с такой техникой
невозможно рассчитывать ни на стабильность изображения, ни на бесперебойное
функционирование оборудования. Поэтому когда на рынке появились флеш-плееры с
картами памяти, мы повсеместно перешли на них. Теперь у нас около 5000
комплектов, которые успешно используются по всей стране. При этом благодаря уже
собственным программным разработкам мы имеем возможность автоматизировать
планирование, показ и отчетность о каждом ролике или баннере при каждом показе
на каждом мониторе. То есть, как на телевидении или в Интернете, мы можем
предоставлять рекламодателю точный отчет о количестве показов его рекламы, о
том, какой ролик где и когда демонстрировался, и наши клиенты могут легко
проверить, соответствуют ли предоставляемые нами услуги договорным
обязательствам.
- Кто сейчас производит необходимое вам
оборудование?
- Одно из наших подразделений, которое называется сервисной
службой. Она закупает комплектующие, из которых потом у нас же собираются
медиакомплексы для автомашин. Помимо этого мы сами осуществляем сервисное
обслуживание установленного оборудования, в том числе и в других городах.
Сотрудники сервисной службы ежедневно выезжают в автопарки и проводят текущее
обслуживание, а раз в неделю меняют карты памяти в проигрывателях.
Но
технология не стоит на месте, мы идем в ногу со временем и уже внедряем Wi-Fi и
WiMax. Есть пилотные проекты, где для загрузки рекламных роликов на носители в
отдельных "маршрутках" уже используется Интернет. Но пока можно констатировать,
что эта технология не востребована рекламодателями. Однако в перспективе они
должны прийти к пониманию, что интерактивное управление рекламным контентом,
которое они могут осуществлять самостоятельно, - это весьма удобный инструмент.
- Сталкивались ли вы с фактами вандализма?
- За четыре года
работы у нас не было ни одного подобного случая со стороны пассажиров. Несколько
раз сами водители "маршруток" уносили домой наше оборудование, но процент потерь
по сравнению с общим количеством работающих комплектов просто ничтожен.
-
Какую организационную форму имеет в настоящее время ваша компания?
- Это
обычное ООО, и мы являемся зарегистрированным федеральным электронным
СМИ.
- Есть ли конкуренты в России или компании, предоставляющие
аналогичные услуги за рубежом?
- В России у нас конкурентов нет, все
компании, работающие на рынке, являются партнерами, и не в последнюю очередь
благодаря нам.
В Китае действует крупнейшая структура, занимающаяся
аналогичным бизнесом. Она владеет более чем 30 000 оборудованных автобусов,
через которые ежедневно проходит аудитория в 90 млн зрителей. Затем по
количеству мониторов и охвату аудитории идет Россия, потом Гонконг с 4000
оборудованных автобусов. Малайзия, Сингапур и США имеют крупнейших операторов по
3500 мониторов каждый. По мнению интернет-издания Digital Signage Today, наше
оборудование и программное обеспечение является на сегодняшний день лучшим в
мире. К нам неоднократно приходят запросы из таких стран, как Франция, Турция,
Казахстан, Украина, Латвия и ряда других, где местные предприниматели хотят
организовать бизнес, подобный нашему. Нас просят оказать содействие в
развертывании сети, поделиться технологиями производства оборудования и
программного обеспечения.
- Какие цели вы ставите перед собой в
среднесрочной перспективе?
- К 2011 году мы рассчитываем выйти на уровень
100 - 150 млн зрителей в месяц. Это около 20 млн человек в 80 - 100 городах
России.
РЕЗЮМЕ АРТУРА БАБАЯНА ГОД РОЖДЕНИЯ - 1959 ОБРАЗОВАНИЕ - в 1981 г. окончил Ереванский политехнический институт, инженер-экономист ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: 1981 - 1990 - работал в госучреждениях по специальности (г. Ереван) 1990 - 1992 - руководил представительством компании "Ингосстрах" в Армении (г. Ереван) 1992 - 1995 - генеральный директор страховой компании "Евросоюз" (г. Москва) 1995 - 2004 - работа в компании eCallteсh,Inc. по организации direct marketing и CRM для Chase Manhattan Bank (США), крупнейших телемаркетинговых каналов и компаний, таких как QVC, Sylmark, Ronco (США) CЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - женат, двое дочерей ХОББИ - модели автомобилей |
Еще по теме
Компании банковского сектора получили бесценный опыт во время кризиса, который повлиял и на их восприятие информационных технологий

