Рекомендовано заключить

«В результате проделанной сторонами работы был подготовлен проект нового торгового соглашения», – сообщила в четверг пресс-служба компании «АЛРОСА». Это значит, что на ближайшие пять лет (таков срок действия нового соглашения) определен порядок сотрудничества корпорации De Beers, хозяина мирового алмазного рынка, и третьей алмазодобывающей страны мира – России. В нынешней скверной экономической ситуации этот порядок вызывает особый интерес.

 

Дело в том, что переговоры происходили на фоне резкого падения спроса на предметы роскоши. Точнее, начинались-то они на подъеме – миллениум, сопровождавшийся ростом спроса на бриллианты (за прошлый год De Beers продала алмазов на $5,67 млрд), вселил в торговцев надежду на то, что и 2001-й станет удачным. Но это была роковая ошибка. De Beers продала слишком много сырья, огранщики изготовили слишком много бриллиантов, а ювелиры – слишком много украшений. Хотя за первые шесть месяцев 2001 года De Beers на 25% снизила объем своих продаж по сравнению с аналогичным периодом 2000-го, избежать затоваривания со всеми его обычными последствиями не удалось.

 

Не до жиру

«Цены на каратники (бриллианты весом в 1 карат. – Прим. «Ко») упали на 10%, – рассказывает один из специалистов. – Никогда прежде такого не бывало. Рынок перенасыщен». Просчиталась не только De Beers. Российская компания «АЛРОСА» в начале 2001 года утвердила пятилетний план, согласно которому она должна стабильно увеличивать добычу. Теперь этому плану место в музее несбывшихся надежд. «Мы уже ощутили падение спроса на алмазное сырье на внутреннем рынке, в связи с чем в августе и сентябре «АЛРОСА» понизила цены на пикированные (вид низкокачественных камней. – Прим. «Ко») алмазы», – сказал корреспонденту «Ко» вице-президент «АЛРОСА» Юрий Дуденков.

«Я пессимистически оцениваю состояние рынка как в этом году, так и в начале следующего», – говорит глава Гохрана Валерий Рудаков. По мнению Рудакова, ситуация не изменится к лучшему до тех пор, пока с рынка не уйдет лишний товар: «Мы знаем, что объем продаж изделий с бриллиантами не увеличивается, а объем продаж алмазов в 1999 – 2000 годах рос. Думаю, количество запасов у диамантеров таково, что дай им Бог разобрать эти «завалы» в 2002-м».

«Пока что рано говорить о том, как сложится нынешний год, но мы стараемся смотреть в будущее с оптимизмом, потому что ничего другого нам не остается», – бодро заключает глава российского представительства De Beers Реймонд Кларк.

De Beers уже поняла свою ошибку и начала ее исправлять, объявив о том, что вместо запланированных $4,8 млрд объем продаж компании в 2001 году составит $4 млрд. В августе корпорация ввела квоты на собственных месторождениях (т.е. примерно на 10% урезала добычу на каждом из них) и перенесла ввод в эксплуатацию своей канадской шахты Snape Lake с 2002 года на 2006-й.

«Руководство De Beers прекрасно понимает меру своей ответственности, – говорит Юрий Дуденков. Это единственная организация, которая снизила объемы своих продаж». Россия, конечно, тоже ощутит на себе последствия кризиса. В прошлом году бриллиантов в стране огранили на $800 млн, в нынешнем же их производство упадет на 20 – 25%. А вот что будет с добычей алмазов – не берется сказать никто, особенно после 11 сентября. «Начало следующего года будет тяжелым, – говорит Юрий Дуденков. – Сегодня невозможно предсказать, когда именно стабилизируется рынок. Я, во всяком случае, от прогнозов воздержусь». Впрочем, Дуденков считает, что ничего катастрофического не происходит.

 

Вице-президент «АЛРОСА» Юрий Дуденков:

– Вся история алмазной промышленности свидетельствует о том, что периоды падения спроса на бриллианты сопутствуют ухудшению экономической ситуации в ведущих странах потребителей ювелирных изделий. Спад экономики США американскими экономистами прогнозировался еще несколько лет назад. То, что случилось 11 сентября, конечно, усугубило ситуацию. Но в целом на рынке алмазов и бриллиантов системные периоды уменьшения спроса происходят каждые 10 – 15 лет, и в этом нет ничего необычного. Да, для отдельных предприятий это может закончиться крахом, а для большинства наступают тяжелые времена, которые надо постараться пережить с минимальными потерями.

Так ли это – покажет время: все зависит от хода антитеррористической операции. «Американские посредники на алмазной бирже практически прекратили покупки и не ожидают спроса на алмазы и украшения в ближайшие несколько месяцев. Контрагенты израильских промышленников из США сообщают о резком падении спроса на бриллианты», – писала вскоре после взрывов газета «Деловой Израиль». Америка, потребляющая 50% мирового объема изделий с бриллиантами, после взрывов отметила самое значительное со времен Великой депрессии недельное снижение индекса Dow Jones. Фондовый рынок за эту неделю потерял $1,38 трлн, было сокращено 145 тыс. рабочих мест. Аналитики обещают, что в 2001 году прибыль 500 крупнейших фирм мира будет на 25 – 30% меньше, чем в прошлом году. «Условия игры поменялись – речь идет не о прибыли, а о выживании», – цитирует одного западного диамантера сетевое издание diamonds.net. «Единственное, что сейчас можно сделать – работать и надеяться на лучшее», – плачется другой диамантер. Похоже, сейчас не лучшее время для шопинга.

Так о чем же при таком раскладе могут договариваться производители алмазов?

 

Кого хочу, того люблюСтороны пообещали друг другу не комментировать ход переговоров, однако из того, что они сочли возможным сообщить «Ко», все же можно сделать некоторые выводы. Глава Гохрана Валерий Рудаков: «Это будет соглашение между «АЛРОСА» и De Beers, а не между De Beers и правительством, как раньше. Что касается конкретных параметров соглашения, то о них стороны будут договариваться сами». По словам Рудакова, правительство в процессе вообще не участвует, и произошедшая в минувший четверг встреча руководства De Beers с ним, г-ном Рудаковым, и с первым заместителем министра финансов Алексеем Улюкаевым лишь демонстрация добрых намерений. На вопрос о том, может ли в таком случае «АЛРОСА» сама решать, что ей делать со своими алмазами, г-н Рудаков ответил: «Ну в принципе – да, ведь «АЛРОСА» по закону владеет всем добываемым сырьем. Другое дело, что есть и иные законы. Но относительно экспорта «АЛРОСА» сама решает, заключить ей соглашение или нет. Мы рекомендуем заключить».

Юрий Дуденков, считающий, что сейчас не время для конфронтации и что «АЛРОСА» заинтересована в сотрудничестве, сообщил, что стороны еще не договорились о деталях – например, относительно объемов продаж. «Мы приводим текст в соответствие с требованиями ЕС», – сказал он. Среди этих требований – либерализация импорта и экспорта, жесткие антимонопольные ограничения, свобода конкуренции. «Соглашение между нами, – поясняет Дуденков, – не должно выглядеть как сговор двух крупных предприятий». По его словам, противоречий между позициями договаривающихся сторон нет. Более того, наблюдается сближение взглядов «АЛРОСА» со взглядами г-на Рудакова, а это уже дорогого стоит.

«Мы более или менее отработали текст соглашения и достигли большого прогресса, – говорит Реймонд Кларк. – Но я не хочу сказать, что все уже сделано – впереди большая работа. Стороны заинтересованы в ее скорейшем завершении, и теперь на уровне рабочих групп она будет идти беспрерывно».

Наконец, есть еще радикальное мнение Арарата Эвояна, представляющего Ассоциацию российских производителей бриллиантов: «Все, что подлежит экспорту, должно быть в первую очередь предложено De Beers. А если кто-то начнет разрушать эту схему, то плохо будет всем. Свободный выход на рынок сырья работает против огранщиков России. Мы – сторонники порядка, который в большей степени обеспечивается корпорацией De Beers».