«Ремонт — и точка»: немецкая OBI намерена отобрать у бывшей российской «дочки» товарный знак
Немецкая DIY-сеть OBI решила отобрать у российской «дочки» право на использование товарных знаков спустя полтора года после объявления об уходе из РФ. Ритейлер уверен, что оставшиеся магазины работают с нарушением закона: он требовал прекратить использование бренда во внесудебном порядке, однако дочернее предприятие требование проигнорировало. Возникли у сети претензии и к российским интернет-ресурсам, использующим одноименный домен. Закон в этом случае на стороне правообладателя, однако шансы избежать ребрендинга у местного бизнеса все же есть, полагают юристы.
Иск к российской структуре ООО «Оби Франчайзинговый центр» был подан немецкой компанией в Арбитражный суд Подмосковья 7 ноября. Документ опубликован в картотеке арбитражных дел. Предварительное заседание по делу назначено на 10 января 2024 года.
В немецкой OBI «Коммерсанту» подтвердили информацию, подчеркнув, что намерены сделать все, чтобы пресечь нарушение использования своих брендов.
В российском же подразделении «Компании» заявили, что стремятся «нивелировать материальные и репутационные риски», возникшие на фоне прекращения работы головной компании в РФ. С начала 2023 года представители бенефициаров внесли более 2,5 миллиарда рублей для урегулирования кредиторской задолженности, подчеркивается в сообщении. Она возникла из-за того, что OBI GmbH заблокировала в российских «дочках» IT-систему SAP, которая позволяла сети бесперебойно функционировать. Это спровоцировало даже блокировку касс.
«Прекращение работы действующих магазинов является неприемлемым для российских бенефициаров. Компании удалось сохранить штат, который на текущий момент включает 3000 сотрудников. <…> OBI Россия продолжает производить соответствующие отчисления в бюджет, оставаясь крупным российским налогоплательщиком. Именно поэтому отстоять наше имя, юридические права и своих сотрудников, — важный момент для дальнейшего развития компании как одного из ключевых игроков DIY-рынка», — заявил исполнительный директор сети гипермаркетов OBI Россия Максим Суравегин.
В качестве третьего лица по делу проходит регистратор доменных имен Ru-Center. Немецкий ритейлер ходатайствовал о запрете на совершение любых действий с доменом obi.ru. Компания пытается добиться прекращения прав его администрирования и передачи информации об этом домене другому регистратору.
В целом же ООО «Оби Франчайзинговый центр» принадлежат 11 доменных имен, включающих слово obi. Право на их использование у фирмы есть до ноября 2024 года, однако зарубежную торговую сеть это не устраивает.
Запутанная история
О приостановке работы российских магазинов немецкая сеть OBI GmbH объявила в марте 2022 года. Меньше чем через месяц материнская компания решила передать «дочку» в доверительное управление. А еще пару месяцев спустя появилась информация об ее продаже, причем за бесценок: соглашение с группой российских инвесторов было заключено всего за 1 евро. В результате 40% получила группа инвестиционно-строительных фирм Max, а 60% отошли бизнесмену Йозефу Лиокумовичу. Новые владельцы готовы были провести ребрендинг компании: из данных Роспатента следовало, что российское юрлицо сети подало заявку на регистрацию товарного знака HOBI, а затем и OBBI.
Но в октябре 2022-го в деле случился неожиданный поворот: собственником компании стало ООО «Лесоперерабатывающий комбинат Бокситогорский». Компания получила сразу 90% российского бизнеса OBI. Очередная смена собственников случилась уже в январе 2023 года: ими стали компания «Модуль-2» (90%) и бизнесмен Валид Корчагин (10%). Информация об этом появилась в ЕГРЮЛ.
В феврале в этой и без того запутанной истории появилось новое действующее лицо — московский предприниматель Андрей Баранов, который попытался через суд аннулировать цепочку сделок по перепродаже активов.
И вот теперь российская OBI оказалась втянута в новую судебную тяжбу, которая к тому же может закончиться не в ее пользу.
Исключительное право
Вероятность того, что дело выиграет немецкий ритейлер, высока, считает кандидат юридических наук, доцент, начальник департамента права Института экономики управления и права ГАОУ ВО МГПУ Екатерина Рязанцева. «Требования иностранной компании, скорее всего, будут удовлетворены по причине того, что товарный знак — это в первую очередь чужая интеллектуальная собственность и право правообладателя на него является абсолютным», — подчеркивает она.
Для приобретения прав на товарный знак нужна регистрация в Роспатенте, пояснила эксперт. Исключительное право при регистрации признается статьей 1477 ГК РФ
«В случае использования товарного знака с иностранными организациями заключается международный лицензионный договор. Юрлицо получает права на пользование товарным знаком в своих целях. Например, указывая его на упаковке товаров. То есть в данном случае территория использования товарного знака будет конкретно обозначена», — уточнила Рязанцева.
Пользоваться им без разрешения владельца можно лишь в случае, когда он может иметь общеупотребительное значение и нужен для описания товара. Но это работает в основном со словами, добавила собеседница «Компании». Изобразительный товарный знак без разрешения правообладателя использовать нельзя.
Владелец может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, отметила кандидат юридических наук Ольга Ефимова. Отсутствие запрета разрешением не является. Однако использование товарного знака в отношении продукции, которая была введена в гражданский оборот правообладателем или с его согласия, нарушением исключительного права не считается. «Соответственно, ГК РФ предусмотрен национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак», — добавила эксперт.
По словам Ефимовой, защищать право на товарный знак можно различными способами. Например, потребовать возмещения убытков, изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя товаров, этикеток или упаковок с незаконно используемым товарным знаком. Правообладатель также имеет право потребовать удалить товарный знак с материалов, которыми сопровождается выполнение каких-либо работ и услуг. В частности, речь идет о документации, рекламе и вывесках.
Иными словами, закон в этой ситуации на стороне OBI GmbH. В этом случае, считает Рязанцева, российской «дочке» придется пойти по пути местного бизнеса McDonald’s. «Российскому подразделению придется сделать ребрендинг и превратить ОБИ в «Ремонт — и точка», — предполагает она.
Впрочем, шансы отстоять товарный знак в судебном порядке у отечественной сети все же есть, полагает кандидат юридических наук Маргарита Токмовцева. Она напомнила, что Конституционным судом РФ установлено, что защита лиц, обладающих исключительным правом, должна осуществляться с учетом законных интересов других лиц, в том числе при рассмотрении вопроса о допустимости параллельного импорта. В теории российская «дочка» может доказать, что немецкая компания злоупотребляет доминирующим положением. Суд, принимая решение, рассмотрит ситуацию с точки зрения обеспечения баланса конституционно значимых ценностей.
«Иное бы означало злоупотребление исключительным правом на товарный знак, выходящее за разумные пределы защиты правообладателем своего экономического интереса. Таким образом, товарный знак “дочки” сохранить можно и нужно, обратившись в суд по интеллектуальным правам», — заключила Токмовцева.