Ремонтный вопрос: как меняется стоимость материалов и кто на этом зарабатывает
Как и почему меняется стоимость строительных и отделочных материалов, кто получает от этого выгоду и что делать потребителю, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд».
Что происходит с ценами на материалы для ремонта
Новый виток рост цен на строительные материалы ожидается в ближайшее время в России: летом они могут стать дороже на 10-15%. В первую очередь речь идет о подорожании цемента, древесины, газоблоков, кирпича, отделочных материалов для фасадов. Это связано с сезонным фактором: летом люди активнее занимаются строительством домов, а также ремонтом после зимы-весны. Повышенный спрос на стройматериалы сокращает предложение на рынке — и цены начинают ответно расти, чтобы предупредить дефицит товара.
Между тем, с 2022 года рост цен на строительные материалы и так уже измеряется десятками процентов. Основная причина изменений стоимости импортных материалов — валютные колебания, ослабление рубля, а также изменения в логистике, что приводят к усложнению доставки товаров. Например, что-то стало идти в Россию через Казахстан — получается довольно большой крюк, неизбежно сказывающийся на конечной цене товара. Вдобавок, ограниченность импортного предложения тоже приводит к подорожанию.
Но и цены на отечественные материалы для строительства и ремонта тоже активно растут. По словам участников рынка, сейчас сложно говорить о том, что российская продукция — более бюджетная: уже летом прошлого года разница в стоимости с импортным товаром составляла порядка 10-15%.
На стоимость отечественной продукции влияет растущий спрос — из-за уменьшения импортного предложения покупатель чаще обращается к российским товарам. Также роль играют рост цен на импортные компоненты, что особенно актуально для ранее принадлежавших иностранцам заводов. Чтобы сохранить прежнее качество, нужно оставить прежним производственный цикл, а значит, не менять и сырье. Также на цене отечественных строительных и отделочных материалов сказываются инфляция и высокая ключевая ставка ЦБ РФ.
Кто зарабатывает на колебаниях цен
Нельзя сказать, что из-за повышения цены на условную ДСП или на кровельные листы у кого-то из участников рынка, помимо производителя, происходит очевидный рост выручки. Однако возможности для заработка у разных категорий участников рынка при изменчивости цен на стройматериалы действительно появляются. И не всегда эти возможности этичные.
В первую очередь заработать на изменениях цен могут спекулянты. В ожидании роста стоимости они закупают большие партии материалов по низкой цене, а потом начинают перепродавать с существенной наценкой — по новому прайсу на рынке, объясняя это более поздней закупкой.
Условно, рынок ждет, что банка импортной краски через две недели станет дороже, поэтому в магазинах будет стоить не 11 тыс. рублей, а 14 тыс. рублей. Спекулянты успевают приобрести партию по старой цене, а выводят товар в продажу, когда цена в магазинах для потребителя поднимается до ожидаемых 14 тыс. рублей..
Главный риск для спекулянтов в том, что не все прогнозы по изменениям цен оправдываются. Материалы могут и подешеветь в моменте, что принесет убытки.
Вторая категория нечестно зарабатывающих — недобросовестные строители, которые занимаются возведением частных домов или ремонтом квартир и самостоятельно составляют смету и закупают материалы. Если на рынке происходят колебания цен, недобросовестный строитель всегда может сказать, что в процессе работы стоимость выросла, какие-то материалы уже недоступны, а есть только более дорогие аналоги. Разницу между реальными тратами и нарисованными в смете строитель кладет себе в карман.
Спекуляция — довольно простая и распространенная схема. При этом, распознать ее тоже относительно несложно, если заказчик работ вникает в процесс и в смету, контролирует все и хотя бы немного изучает ситуацию на рынке.
Третья категория тех, кто получает возможность заработать на колебаниях цен, — строительные компании. Они могут закладывать в стоимость своих услуг прогнозируемый рост цен на материалы, причем они могут делать расчеты, исходя из не самых мягких прогнозов. Таким образом строительная компания имеет шанс получить дополнительную прибыль. Особенно если у нее есть долгосрочные контракты с поставщиками, позволяющие защититься от колебаний.
При такой тактике строительные компании рискуют потерей клиентов из-за высокой стоимости своих услуг. Кроме того, нельзя исключать непредвиденный резкий скачок цен, который сведет к нулю всю потенциальную прибыль, поскольку скорректировать цены — поднять еще выше — оперативно невозможно.
Также заработать на изменениях цен могут пользующиеся своим положением на рынке крупные поставщики, искусственно создавая дефицит товара, ограничивая поставки и повышая цены.
Помимо этого можно отметить, что колебания цен создают возможность для заработка консультантов и аналитиков рынка, которые получают деньги за прогнозирование изменений стоимости и рекомендации по закупкам. А также заработать могут инвесторы в сырьевые активы — в акции компаний, производящих сырье для строительных материалов: древесину, металлы и так далее. При росте цен повышается и стоимость акций, а с ними и возможная прибыль инвестора.
В то же время, повышение цен на стройматериалы может создавать условия и для честного заработка. Если речь идет о росте цен на материалы зарубежных производителей, их подорожание может приводить к тому, что покупатель начинает рассматривать более бюджетные альтернативы — в частности, отечественного производства. Тем самым российские производители и продавцы оказываются в плюсе.
Как действовать потребителю
Поскольку основные факторы, ведущие к подорожанию строительных и ремонтных материалов, не исчезли, в ближайшей перспективе рост цен продолжится. Вопрос лишь в том, насколько активным он будет. На фоне роста стоимости материалов конечный потребитель — обычный человек, вовлеченный в ремонт, или частный застройщик — часто несет убытки. В том числе и из-за попыток перекупщиков, крупных поставщиков, строительных компаний получить выгоду в сложившейся ситуации.
Глобально с изменениями цен и с последствиями этого конечный потребитель ничего не может сделать. Однако он может предпринять ряд действий, чтобы попытаться снизить финансовую нагрузку.
-
Во-первых, планировать закупки заранее — если ремонт или строительство не срочные. В таком случае можно приобрести материалы в период сезонного снижения цен — осенью или зимой, дождаться акций.
-
Во-вторых, постараться организовать большую часть закупок у одного продавца — в одном магазине, у одного поставщика. Это повышает шансы на скидку за объем товара.
-
В-третьих, попробовать найти альтернативные варианты. Это могут быть аналогичные товары у менее известных и раскрученных производителей, в цену которых не заложено «имя». Либо можно подумать, на каких именно материалах имеет смысл сэкономить, не теряя в качестве ремонта.
И, безусловно, потребителю очень важно следить за новостями рынка — вовремя узнавать о возможном повышении или снижении цен, просчитывать вероятность того, что это действительно произойдет и когда именно. Такой подход не даст скачку цен застать покупателя врасплох — и помогает защититься от обмана со стороны спекулянтов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции