Решиться и заработать
Каждый год имеет своих героев, и 2014-й не стал в этом смысле исключением. В других смыслах, правда, он не похож на предыдущие: факторы воздействия на бизнес как будто в одночасье стали многократно разнообразнее, их взаимодействие – все более сложным и непредсказуемым. Геополитическое противостояние превратилось в серьезнейший элемент экономики, из оборота выпали еще в прошлом году считавшиеся перспективными рынки, ужесточилось регулирование, особенно налоговое, а также применение антимонопольного законодательства. При этом и то, и другое в какой-то мере стало использоваться в качестве оружия в конкурентной борьбе.
Многократно повысилась волатильность валютных и сырьевых рынков, осложнились социальные отношения. От игроков этот год, как никакой прежде, потребовал небывалого напряжения сил и нервов, быстрой реакции, а самое главное, незашоренного мышления и решительных действий в беспрецедентных условиях и с трудно прогнозируемыми последствиями. У одних это получилось лучше, у других – хуже, у третьих – никак.
Строитель схем
Ставший в 2014 г. главой Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, занимавший до того в Люксембурге ряд правительственных постов, включая премьерский, «засветился» как один из «архитекторов» привлекательной люксембургской налоговой системы. Страна приложила максимум усилий для того, чтобы стать одним из финансовых центров Европы, и преуспела в этом за счет создания для иностранных бизнесов и капиталов привлекательных условий. Одно из этих условий – возможность договориться с властями по вопросам корпоративного налогообложения. Эти договоренности, устраивая корпорацию и Люксембург, вполне могут идти в ущерб третьей стороне. Но с точки зрения налогового законодательства Люксембурга индивидуальные договоренности по корпоративному налогообложению абсолютно законны.
В целом в Люксембурге времен Жан-Клода Юнкера, насколько можно судить, было разработано несколько схем оптимизации налогообложения, которыми воспользовалось свыше 340 мультинациональных бизнесов.
Этот скандал ударил по Жан-Клоду Юнкеру не прямой наводкой, но очень чувствительным рикошетом, тем более что, возглавив Еврокомиссию, он сразу пообещал «привнести мораль и нравственность в европейский налоговый ландшафт». Если политические перспективы дела представляются очевидными, то юридические ясны не до конца. Во всяком случае, под занавес года пришла информация о том, что в суд в Люксембурге был вызван бывший аудитор PwC, 28-летний Антуан Дельтур, имевший отношение к обнародованным документам. Он заявил прессе, что является лишь «элементом более широкого движения». В целом разбирательство только набирает обороты, и его последствия непредсказуемы.
Сдавайте анализы!
Американка Элизабет Холмс никогда не была миллионершей, но практически одномоментно стала миллиардершей. Благодаря ей в не таком уж далеком будущем, может, и не в России, но в Америке уж точно, можно будет сдавать кровь на анализ в ближайшей аптеке. При этом отделаться парой капель, а проверку пройти по сотням параметров и за относительно небольшие деньги. Например, один анализ на фертильность, стоящий сейчас около $2000, обойдется в $35.
Эти разработки ведет основанная Элизабет Холмс компания Theranos, в которой Холмс – генеральный директор. Как именно работают технологии Theranos, самый большой секрет, защищенный более чем десятком патентов. Первые из них оформлены в 2004 г., самые недавние – несколько недель назад. Сама Элизабет Холмс в интервью ресурсу Wired коротко объяснила, что, например, когда речь идет об обнаружении бактерий или вирусов, сроки получения результата удается значительно сократить за счет того, что технологии Theranos не требуют выращивания соответствующих культур, а фиксируют ДНК.
Сейчас Элизабет Холмс тридцать лет, а начинала она бизнес в девятнадцать, бросив ради своего дела учебу в Стэнфорде. Прошло десять лет, и на сегодня компания оценивается в $9 млрд. Половина Theranos принадлежит Элизабет Холмс.
Удачливый Кум
Ближе к концу 2014 г. Facebook завершила оформление покупки мобильного мессенджера WhatsApp – заключительным шагом на этом пути стало получение одобрения сделки от антимонопольного регулятора. Основатель сервиса Ян Кум вошел в совет директоров Facebook. При этом он будет получать, как и сам Марк Цукерберг, в качестве зарплаты $1 в год и не имеет права претендовать на корпоративные бонусы. Надо полагать, что с такими условиями 38-летний Ян Кум смирится легко, поскольку его состояние и так оценивается в $7,7 млрд.
Ян Кум родился на Украине и рос в украинской деревне до шестнадцати лет. Из этой части биографии он или его пиарщики скроили вполне «американскую историю» для прессы. Согласно этой истории, на Украине семья жила в доме без горячей воды, а родители будущего миллиардера «старались не пользоваться своими телефонами, поскольку опасались прослушки со стороны властей». Еще один штрих к картине босоногого детства – школа с туалетом на улице.
В США Ян Кум с матерью переехали после смерти отца. Там семья получила временное жилье за счет властей, мать работала няней, а сын – уборщиком, в 2000 г. мать умерла от рака. В какой-то момент этой одиссеи Ян Кум устроился в Yahoo!, где проработал на инженерных должностях до 2007 г. А через два года он придумал и сделал WhatsApp, собрав по бывшим коллегам из Yahoo! посевного финансирования на $250 000. В 2010 г. приложение WhatsApp приносило $5000 в месяц, а на сегодняшний день стало самым популярным в мире мобильным мессенджером. И все равно о Яне Куме мало кто знал, ровно до того момента, когда сервисом WhatsApp в феврале 2014 г. заинтересовалась Facebook и купила его за рекордные $19 млрд, из которых и выросло состояние Кума.
Не маленькая трагедия
Для генерального директора французской нефтяной компании Total Кристофа де Маржери 2014 г. стал последним в жизни. Он погиб в ночь на 21 октября в авиакатастрофе в московском аэропорту Внуково. Это оказалась не просто авиакатастрофа, а трагедия, беспрецедентная по своей нелепости и тяжести последствий.
Присутствие в России было стратегическим выбором для Total, а лично де Маржери являлся последовательным сторонником развития отношений с Москвой и противником введения санкций в связи с кризисом на Украине. «Погибший во Внуково президент нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери многое сделал для прихода инвестиций в Россию. Тяжелая трагедия», – отметил в своем «Твиттере» экс-глава Минфина Алексей Кудрин. В России де Маржери неоднократно встречался с Владимиром Путиным. Накануне своей гибели Кристоф де Маржери участвовал в заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям, которое проводил российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
Узнаваемый повсюду благодаря своим знаменитым усам, 63-летний Кристоф де Маржери был одним из наиболее ярких представителей мирового бизнеса, известным как своей предельной откровенностью в разговоре, так и безоговорочной преданностью компании. По словам министра финансов Франции Мишеля Сапена, «он был великим патроном, чрезвычайно яркой личностью, не лез за словом в карман и не стеснялся говорить напрямую, не заботясь о том, как воспримут его слова собеседники, кто бы они ни были – главы государств, компаний, французские политики, с которыми он умел общаться откровенно».
Де Маржери лично и плотно работал также с правительствами Ливии и Ирана. За сотрудничество с Тегераном, несмотря на санкции, он даже был арестован в 2007 г., однако вскоре отпущен, а обвинения с него сняты.
Переменчивый Кезер
Обстоятельства 2014 г. заставили генерального директора немецкого конгломерата Siemens Джо Кезера проявить чудеса гибкости, что заслуженно может принести ему лавры чемпиона по изворотливости. Став во главе компании в 2011 г., ее бывший финансовый директор оказался перед проблемой сокращения прибыли бизнеса в течение нескольких лет подряд. Именно по этой причине досрочно прервал свои полномочия его предшественник Петер Лешер. Работавший в Siemens с 1980 г., Джо Кезер, вступая в должность, заявил: «Наша компания не находится в состоянии кризиса и не нуждается в серьезной реструктуризации. Однако в последнее время мы были слишком заняты собой и потеряли часть прибыли в сравнении с нашими конкурентами. Моя цель – вернуть Siemens устойчивость и создать эффективную команду».
Устойчивость Siemens обеспечивала в том числе в немалой степени и Россия. Общая сумма продаж Siemens в РФ в 2013 г. составила $2,99 млрд, или 3% от всей выручки компании. В начале 2014 г. общая сумма вложений Siemens в России составила уже 800 млн евро.
Неудивительно, что в начале политики санкционного противостояния Джо Кезер стал первым из глав крупных немецких компаний, постаравшихся добиться личной встречи с президентом Владимиром Путиным для подтверждения прежних намерений и планов с обеих сторон. Устами Джо Кезера концерн Siemens пообещал продолжить долгосрочные инвестиции. В Москве Кезер также встретился с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.
«Что касается правительства Германии, то лично я и Siemens не испытываем никакого давления со стороны федеральных властей, и конечно же этого давления не было, когда председатель правления крупного германского концерна приехал, чтобы встретиться с российским президентом», – говорил в то время Джо Кезер. Но в ноябре 2014 года ветер, видимо, переменился, и Джо Кезер заявил уже нечто совершенно противоположное, а именно, что поддержка санкций Запада в сфере технологий в отношении РФ для немецкого промышленного концерна Siemens важнее, чем рост компании. Портфель заказов Siemens в РФ в 2014 г. сократился до 1,7 млрд евро.
Китайский Ма
Главное лицо китайского интернет-гиганта Alibaba Джек Ма с удовольствием признается в том, что ничего не понимает в технологиях. Наверное, пятнадцать лет назад, когда все начиналось, так оно и было. В 2014 г. Джек Ма вывел свой бизнес на IPO, сразу после которого его состояние оценивалось в $21,9 млрд, заработанных как раз на технологиях, а сам он стал богатейшим человеком в Китае. При этом Джек Ма имеет всего-то около 9% акций компании.
Джек Ма – выходец из семьи, как сказали бы в дореволюционной России, разночинной интеллигенции, пострадавшей во времена китайской культурной революции. Он дважды проваливался на экзаменах в вуз, но все-таки ему удалось попасть в педагогический институт Ханчжоу, который, по словам самого Джека Ма, считался тогда худшим учебным заведением города. Позже Ма был приглашен преподавать там английский. Зарабатывал он тогда $12–15 в месяц.
В начале 1990-х в Поднебесной стали появляться негосударственные компании. И Джеку удалось устроиться помощником менеджера в сеть ресторанов быстрого питания Kentucky Fried Chicken. В 1995 г. он впервые отправился в американский Сиэтл переводчиком с торговой делегацией и там впервые увидел, как работает Интернет. На взятые взаймы $2000 начинающий предприниматель запустил первый сайт – онлайн-справочник о Китае China Pages. В день старта проекта он пригласил домой друзей: «Мы три с половиной часа ждали, пока загрузится полстраницы. Но я был очень горд собой – я доказал им, что Интернет существует», – вспоминал потом Джек Ма. Но бизнес в целом провалился, и Джеку пришлось какое-то время провести на госслужбе.
В 1999 г. Ма случайно встретился с сооснователем Yahoo! Джерри Янгом, сразу после чего вместе с семнадцатью друзьями основал Alibaba, в задачу которой входила помощь малым и средним компаниям из КНР в поиске покупателей. На сей раз концепция сработала.