Ресторатор без крыши
Ресторан «Штольц» на Саввинской набережной, где часто собиралась театральная элита, вряд ли вновь откроет свои двери. Детективная история в стиле «маски-шоу» произошла здесь еще в феврале, когда помещение, арендованное рестораторами Антоном Табаковым и Михаилом Ширвиндтом, опечатали судебные приставы. На прошлой неделе в арбитражном суде второй инстанции прошли очередные слушания по делу о незаконных действиях приставов. Однако, даже выиграв дело, вернуть имущество и помещение владельцам не удастся. «Нам бы получить те $1,5 млн, на которые застрахован ресторан», – говорит Сергей Косарев, адвокат Антона Табакова, заведующий адвокатской конторой № 100 города Москвы.
История «Штольца» такова. Шесть лет назад к ресторатору обратились руководители завода «Московский шелк» с предложением сдать в аренду помещение на льготных условиях – не более чем за $240 за кв. метр. «Завод находился на грани банкротства, и его владельцы зарабатывали тем, что сдавали свой двор под ночную стоянку для транзитных фур», – поясняет Антон Табаков. Он арендовал помещение на семь лет под ресторан, затратив на ремонт и оборудование $1,5 млн. Но вскоре руководители завода решили, что гораздо выгоднее для них не площади в аренду сдавать, а построить на Саввинской набережной бизнес-центр или парк развлечений. Арендаторов начали «выдавливать» из помещения. «Служебный вход заварили, выносить мусор и разгружать продукты приходилось через парадную дверь. Мы так и не получили возможности организовать летнее кафе, поэтому в жару ресторан пустовал», – рассказывает Табаков.
В октябре 2005 года руководство фабрики «Московский шелк» обвинило рестораторов в том, что те поставили перегородку, не получив на то разрешения арендодателя, и подало в суд. В результате суд принял решение о выселении «Штольца». Однако, по мнению Елены Димитковой, юриста практики «коммерческая недвижимость» компании Legas, «возведение перегородки не является серьезным нарушением, которое наносит вред имуществу владельцев помещения, поэтому логичнее было бы просто обязать арендаторов снести перегородку».
«Мы не уверены в бескорыстности судей. Руководство завода часто упоминает о своих связях в мэрии и правоохранительных органах», – говорит Антон Табаков. Небескорыстными, возможно, оказались и действия судебных приставов. Служители закона пришли ночью, опечатали помещение, в котором осталось не только оборудование, но и личные вещи сотрудников. «В опись попало всего восемь процентов имущества, остальное «служители закона» как бы не заметили», – продолжает ресторатор. «После того как помещение вернулось заводу, от него остались только голые стены, даже обои сорвали. «Штольц» просто разграбили», – констатирует Сергей Косарев. Рестораторы подали в суд на приставов и дело выиграли. Московская городская прокуратура теперь должна начать против приставов следствие. Впрочем, история может затянуться надолго. «Судебные решения принимаются, но не исполняются, – убежден Антон Табаков. – Наша история показывает, что арендатор перед собственником абсолютно беззащитен». Как заметил Денис Яхно, генеральный директор консалтинговой компании «Настороение +», в Москве из-за проблем с арендодателями рестораны закрываются чуть ли не каждый день. Так, 1 июля прекратило существование кафе «Ля Крепери», так как владелец помещения решил разместить там казино.