Ресурсы Сергея Шматко
4 августа около 200 автомобилистов собрались в центре Москвы, на Болотной площади, на митинг против роста цен на топливо, а вечером того же дня по Ленинградскому шоссе прошла колонна из 30 грузовиков и десятка легковых автомобилей, на которых были прикреплены плакаты с надписью "Цена на бензин в России должна быть 15 рублей". Именно эту цену президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль называет справедливой в сегодняшних условиях.
В Минэнерго справедливой цены не знают, но еще в начале июня федеральный министр обещал, что горючее дорожать больше не должно. "Могу твердо заявить, что сегодня экономических оснований для дальнейшего роста цен в сегменте переработки нет", - убеждал Сергей Шматко депутатов Госдумы, выступая на "правительственном часе". По его словам, для скорейшего разрешения бензинового кризиса министерство перешло на ручное управление ценами: продление разрешения на выпуск топлива низкого качества, создание запасов горючего и введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов.
Но эти меры так и не помогли. Постояв на месте первые две недели июля, стоимость горючего вновь поползла вверх. Рост потребительских цен на бензин составил с начала года (по состоянию на 1 августа) уже 11,2% против 10,6% на середину года. Впрочем, Сергею Шматко не привыкать выходить сухим из воды из самых, казалось бы, патовых ситуаций. Ему удалось "пережить" аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой основными виновными "назначили" топ-менеджеров компании, новогодний блэкаут в Подмосковье и даже противостояние с профильным вице-премьером Игорем Сечиным.
Протеже Ковальчуков
Вакансия министра энергетики в новом правительстве Владимира Путина появилась весной 2008 года после разделения Министерства промышленности и энергетики на два ведомства. Но назначение главой Минэнерго Сергея Шматко стало полной неожиданностью. На это место прочили руководителя Росэнерго Дмитрия Аханова, разработчика энергетической стратегии РАО "ЕЭС". Однако в Кремле, очевидно, решили, что не стоит усиливать позиции Анатолия Чубайса, последние месяцы занимавшего кресла главы РАО перед его ликвидацией.
Этому назначению сильнее всех удивились менеджеры нефтегазовых компаний. Большинство из них были знакомы со Шматко шапочно либо не знали его вовсе. И это не удивительно: Сергей Шматко пришел на госслужбу из атомной отрасли. В 1997 году он возглавил аналитический центр "Росэнергоатома", а в 2005-м стал руководителем "Атомстройэкспорта" (АСЭ), генерального подрядчика по строительству атомных объектов за рубежом. Контроль над компанией получил Газпромбанк, он же и посадил в кресло президента АСЭ Сергея Шматко.
На министерскую должность господина Шматко "двигал" уже не Газпромбанк и даже не Сергей Кириенко. Крупным пакетом акций АСЭ через аффилированные структуры владеет хороший знакомый Владимира Путина, акционер банка "Россия" Юрий Ковальчук и его сын, глава "Интер РАО" Борис Ковальчук. "За Сергеем Шматко стоят Ковальчуки и совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко, - отмечает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. - Именно они пролоббировали его на этот пост в противовес Игорю Сечину, чтобы власть вице-премьера, курирующего в правительстве ТЭК, не распространялась на весь электроэнергетический комплекс". Атомная отрасль входит в сферу интересов отца и сына, а Gunvor Геннадия Тимченко является третьим нефтетрейдером в мире, через которого идет около 30% морского экспорта нефти и нефтепродуктов из России - от "Роснефти", "Сургутнефтегаза", ТНК-BP, "Газпром нефти".
БТС vs ВСТО
Назначение Шматко оправдало надежды Ковальчуков и Тимченко. В России продолжалось строительство трубопроводов. Но, помимо ВСТО (трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан), активизировались работы по прокладке второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). И это можно отнести к заслуге федерального министра.
Первая очередь БТС, предназначенная для транспортировки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций и Казахстана, заработала в декабре 2001 года. Проект строительства БТС-2 (новый трубопровод от Унечи до Усть-Луги с ответвлением на НПЗ "Сургутнефтегаза" в Киришах) появился во время нефтяного конфликта России и Белоруссии в начале января 2007-го. И он позволил Тимченко и "Сургутнефтегазу" укрепить свои позиции в противовес поддерживаемой Игорем Сечиным "Роснефти", ратовавшей за скорейшее завершение строительства ВСТО для транспортировки "черного золота" на рынки АТР.
Ускорение работ по ВСТО связывали с приходом в "Транснефть" Николая Токарева в 2007 году. Отставку его предшественника Семена Вайнштока пролоббировала "Роснефть", недовольная медленными темпами строительства. Но и Николай Токарев не стал торопиться. Ему больше приглянулся проект "БТС-2". Дело в том, что нефти одновременно на ВСТО и на БТС-2 могло не хватить. Помощь к "Роснефти" пришла со стороны Дмитрия Медведева, тогда еще первого вице-премьера. В феврале 2008-го он потребовал закончить строительство первой ветки ВСТО.
Николая Токарева в проекте "БТС-2" поддержал Сергей Шматко. Новый глава Минэнерго начал укреплять позиции в ведомстве, пригласив в министерство своих бывших подчиненных. Например, его заместителем был назначен Владимир Азбукин, ранее занимавший должность вице-президента "Атомстройэкспорта". Чуть позднее стратегические должности в Минэнерго получили еще несколько хорошо знакомых ему менеджеров.
Но и это не помогло активизировать работы по БТС-2. Видимо, противодействие Игоря Сечина, отстаивавшего интересы "Роснефти", было слишком велико. "Окончательное решение о строительстве этой трубы было принято в Кремле лишь после обострения политико-экономического конфликта между Москвой и Минском, в результате которого реальной стала угроза остановки экспорта нефти по трубопроводу "Дружба", проходящему по территории Союзного государства", - констатирует аналитик ИК "Метрополь" Сергей Вахромеев. С таким аргументом даже Игорь Сечин ничего сделать не мог.
Статус-кво
Фигура Сергея Шматко изначально была неудобна для Игоря Сечина, который предпочел бы видеть в министерском кресле выходца, например, из "Роснефти". Похоже, что в 2008-м его ресурса вице-премьера оказалось недостаточно, чтобы противостоять Ковальчукам. В августе прошлого года, накануне отставки главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, появилась информация, что топ-менеджер нефтяной компании в ближайшее время может занять кресло министра энергетики. По всей видимости, вопрос со Шматко был открытым. Но этого не произошло. Министр остался на своем месте, но отношения с профильным вице-премьером у него подпортились. "Конфликт между ними возник в вопросе выбора приоритетности строительства трубопроводов ВСТО и БТС-2, - рассказывает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов, - а обострился он при обсуждении тарифообразования при прокачке нефти, предложенного "Роснефтью". Нефтяная компания предложила субсидировать стоимость транспортировки в восточном направлении за счет повышения цены прокачки в западном". В ответ на это "Транснефть" направила в Минпромэнерго предложение об увеличении сроков строительства ВСТО.
Пожалуй, в остальном, что касается нефтяной отрасли, министр пытается всячески поддерживать добывающие компании. "Задача Минэнерго - лоббирование интересов нефтяных компаний, и Сергей Шматко делал все от него зависящее на своем месте", - полагает Сергей Вахромеев. Он отстаивал позицию нефтяников в вопросе цен на энергоносители, боролся за налоговые льготы для отрасли, что вызвало недовольство со стороны Минэкономразвития и Минфина. "Министр поддержал госкомпании в желании перенести сроки обязательного начала производства автомобильного топлива стандарта евро-3 и запрета евро-2 и даже пытался защитить их от ФАС, которая обвиняла нефтяников в ценовых сговорах на розничном топливном рынке и в бензиновом кризисе", - соглашается представитель ЛУКОЙЛа. Кроме того, в Минэнерго подготовили новый проект налогообложения отрасли, предполагающий снижение экспортной пошлины на бензин при одновременном введении налога на сверхприбыль. Если эти предложения согласует Минфин, налоговая нагрузка на НК станет в меньшей степени зависеть от колебаний цен на мировых рынках и будет стимулировать развитие если не всей отрасли, то отдельных направлений, в частности переработки.
Российская нефтянка срочно нуждается в реформе налогообложения, объясняют в компаниях. Большинство действующих месторождений вступило в фазу старения, добыча сокращается, и компании вынуждены идти либо в новые трудно осваиваемые регионы (например, на Крайний Север или в Заполярье), либо на шельфы морей. Или применять новые технологии по добыче уже на существующих месторождениях. И первый, и второй путь требуют больших капитальных затрат, что при действующих налоговых ставках нерентабельно. По словам представителей нефтяных компаний, Минэнерго поддерживает их предложения по изменению налогообложения отрасли, а Сергей Шматко старается защищать интересы нефтегазового сектора в правительстве.
"За три года работы с вице-премьером министр сработался с Игорем Сечиным, хотя и остается человеком Ковальчуков, - рассуждает Станислав Белковский. - Где это не противоречит интересам последних, он действует в интересах вице-премьера, в частности в электроэнергетике". По словам эксперта, во многом благодаря поддержке Сергея Шматко Игорь Сечин за счет "своих" кадров взял под контроль крупные государственные энергоактивы, включая "Русгидро", управляющую российскими ГЭС. Это произошло после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Когда завершилась череда отставок, в компанию пришел Евгений Дод, экс-руководитель "Интер РАО", главой совета директоров которого являлся Игорь Сечин.
Предел влияния
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС позиции министра стали ослабевать. Евгений Дод привел в "Русгидро" еще нескольких человек из "Интер РАО", а в Минэнерго был "десантирован" Андрей Шишкин из КЭС-холдинга, который стал отвечать за всю электроэнергетику вместо Вячеслава Синюгина, попавшего в список лиц, ответственных за аварию на СШГ (с 2005-го по 2008-й он возглавлял "Русгидро"). Ранее заместителями министров энергетики РФ были назначены Дан Беленький и Юрий Сентюрин. "Но пока за пределы "Роснефти" и электроэнергетики влияние Игоря Сечина в отрасли не проникает, - подчеркивает Станислав Белковский. - И это в значительной степени является достижением Сергея Шматко".
"Министр энергетики отвечает сразу за несколько отраслей, но при форс-мажоре "отстреливаются" профильные заместители, представляющие определенные группы влияния", - говорит Дмитрий Абзалов. По его словам, Андрей Шишкин близок к Виктору Вексельбергу, Сергей Кудряшов - нефтяник, Дан Беленький - атомщик. "При Сергее Шматко была принята программа строительства атомных энергоблоков, что серьезно поддержало позиции "Росатома" и Сергея Кириенко, - отмечает Дмитрий Абзалов. - В том числе благодаря этому у министра появился пусть небольшой, но аппаратный ресурс". Хватит ли его, чтобы оказаться в новом кабинете министров в 2012 году? Ведь, кроме роста цен на бензин и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ему могут припомнить и новогодний блэкаут, когда Владимир Путин отправил министра вместе с губернатором Московской области Борисом Громовым встречать новый, 2011 год в обесточенные населенные пункты Подмосковья.
По мнению опрошенных "Ко" экспертов, судьба чиновника будет зависеть от решения вопроса с ценами на энергоносители. "Шматко - техническая фигура и не является самостоятельным игроком. Он ставленник определенного клана и заменим", - утверждает Станислав Белковский. "У него большое количество аппаратных противников, и над ним довлеет социальный фактор с точки зрения цен на нефтепродукты", - продолжает Дмитрий Абзалов. По его словам, ресурс министра будет напрямую зависеть от решения вопроса с ценами на топливо.
Вероятно, ситуация с бензином разрешится и сама по себе. "Дело в том, что мировые цены на нефть за последние три недели рухнули на $20 за баррель, - объясняет Сергей Вахромеев. - Сейчас цена бочки нефти находится на уровне $100. Еще неделя, другая, и начнется снижение цен на внутреннем рынке". По оценке аналитика, уже в июне при продаже топлива на внутреннем рынке у нефтяников появилась премия.
Если на бензиновом кризисе министр может заработать себе дополнительные очки, то электроэнергетика тянет его вниз. Проблемы в этом секторе заставят власть искать стороннего человека для министерского кресла, причем далекого от бизнеса. Скорее всего, это будет опытный управленец из старой гвардии, которому предстоит выстроить всю отрасль заново.
Сергей Шматко
Год рождения: 1966
Образование:
1983 - 1990 - математико-механический факультет, затем факультет политэкономии Уральского государственного университета
(Свердловск)
1990 - 1992 - факультет экономики университета г. Марбурга (ФРГ)
2004 - окончил Высшие академические курсы Военной академии Генштаба ВС РФ
Опыт работы:
1992 - 1994 - аудитор в BDO Binder (Франкфурт-на-Майне)
1994 - 1995 - директор RFI GmbH - Общества по консультированию по инвестициям в Россию, официального представителя РФФИ в Евросоюзе
1995 - 1997 - научный сотрудник Института проблем инвестирования, возглавлял управление внешних связей Всероссийского банка развития регионов
1997 - 1999 - руководитель аналитического центра экономической стратегии "Росэнергоатома"
1999 - 2001 - советник гендиректора ВНИИАЭС по экономической стратегии
2002 - 2005 - председатель Государственного фонда конверсии
С февраля по июнь 2005-го - советник председателя правления Газпромбанка, вице-президент "Атомстройэкспорта"
С июня 2005-го - 2008 - президент ЗАО "Атомстройэкспорт"
В 2008 г. назначен заместителем директора ОАО "Атомэнергопром", совмещал эту должность с креслом главы "Атомстройэкспорта"
12 мая 2008 г. назначен министром энергетики РФ
Семейное положение: женат, имеет сына и дочь
Еще по теме
Повышая налоговую нагрузку на отрасль, правительство, по-видимому, надеялось, что нефтяные компании возьмут эти затраты на себя, а когда это пожелание, противоречащее логике бизнеса и здравому смыслу, выполнено не было, в раздражении просто потребовало под угрозой санкций снизить цены.
Полисы автострахования, полученные через брокерскую фирму СБК, могут принести своим владельцам серьезные проблемы. Тысячи новосибирских автомобилистов теперь не могут быть уверены в том, что их страховая защита надежна. При наступлении страхового случая они могут не получить страховку, несмотря на честно выплаченные взносы.
Альфа-банк и Промсвязьбанк завершили объединение своих банкоматов в одну сеть. Соответствующего соглашения крупнейшие частные банки страны достигли в июне этого года, и уже к 1 августа проект был реализован. Общая численность сети составила 3000 банкоматов почти в 300 населенных пунктах России, и от месяца к месяцу она будет только расширяться.