«Ревизор», часть вторая

03.12.200100:00

Американская Interbrand, мировой лидер в области брэнд-консалтинга, до недавнего времени обходила своим вниманием Россию. И вот в Москве появилась компания «Интербрэнд Русконсалт», объявившая себя «дочкой» Interbrand. Вопрос о реальных и мнимых связях двух компаний сразу же приобрел почти детективный характер.

 

Презентация «Интербрэнд Русконсалт» не давала ни малейшего повода усомниться в подлинности происходящего. Прессе показали корпоративный ролик Interbrand: вот наша история – первый офис открыт в Лондоне, второй – в Нью-Йорке, двадцать седьмой – в Москве; вот наши клиенты – British Airways, BMW, PricewaterhouseCoopers, Nestle, – для которых мы разрабатывали корпоративный стиль, торговые марки, проводили исследования. Управляющий партнер «Интербрэнд Русконсалт» Макс Кресвелл рассказал: «Наши методики использовались для оценки более 2500 брэндов, а технологии приняты финансовыми, аудиторскими, рейтинговыми и маркетинговыми компаниями по всему миру».

Участвовавший в презентации гендиректор «Роспатента» Александр Корчагин заявил, что намерен тесно сотрудничать с «Интербрэндом», поскольку «эта компания может сыграть важную роль в развитии цивилизованных отношений в области использования товарных знаков».

А несколько дней спустя «Ко» получил письмо из нью-йоркской штаб-квартиры Interbrand Group, в котором утверждалось, что «Интербрэнд Русконсалт» – мошенническая компания, прикрывающаяся чужим именем.

 

Консультанты с острова Невис

«Группа самозванцев просто украла наше имя, – заявил «Ко» гендиректор Interbrand Group Чарлз Браймер. – У нас нет своих представителей в Москве, и мы даже не планируем открывать здесь свой офис в ближайшее время».

Руководство «Интербрэнд Русконсалт» попыталось опровергнуть обвинения в мошенничестве. «Я заявляю, что ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг» является дочерней компанией Interbrand Group Ltd., и у нас есть соответствующее свидетельство о регистрации», – утверждает Макс Кресвелл. В доказательство он представил «Ко» устав своей компании, в котором единственным акционером общества действительно значится Interbrand Group.

Штука в том, что зарегистрирована эта Interbrand Group на офф-шорном острове Невис. И ее директором является некто Конрад Смитен, выдавший Максу Кресвеллу доверенность на управление своей дочерней фирмой. Кто такой этот самый Конрад Смитен и какое он имеет отношение к Interbrand – выяснить не удалось. Макс Кресвелл туманно говорит о том, что Смитен имеет какое-то отношение к совету директоров американской компании. А гендиректор Interbrand Group Чарлз Браймер утверждает, что не знает никакого Смитена.

Впрочем, «Ко» получил информацию о том, что настоящая Interbrand Group действительно пыталась открыть свой филиал в России еще в 1996 году. Но пока эмиссары компании изучали рынок, некая фирма «Московское патентбюро» опередила американцев с подачей заявки на регистрацию товарных знаков «Интербрэнд» и Interbrand. В апреле 1998 года эта фирма получила соответствующее регистрационное свидетельство (по классу канцелярских товаров, учебных материалов и наглядных пособий).

Юристы Interbrand Group попытались договориться с гендиректором «Московского патентбюро» Сергеем Чернышевым о переуступке прав на знак «Интербрэнд» – за деньги, разумеется. Чернышев ответил категоричным отказом. Зато в конце 2000 года он согласился продать права на знак офф-шорной Interbrand Group, появившейся на свет в октябре того же года.

Макс Кресвелл рассказывает об этом так: «Через некоторое время Interbrand решила повторить попытку и вернуть свой товарный знак. На этот раз все сложилось удачнее: аффилированная с Interbrand Group структура – Interbrand Group Ltd., зарегистрированная партнерами группы на острове Невис с целью оптимизации налогообложения, создала в России компанию «Интербрэнд Русконсалтинг». Но на финальной стадии организации работы в России между западными партнерами возник конфликт по финансовым вопросам. В результате этого раскола и появились последние заявления в прессе».

От «Интербрэнд Русконсалт» «Ко» так и не получил конкретного ответа на вопрос о том, кто же сейчас является владельцем офф-шорной Interbrand Group. Зато Чарлз Браймер заявил коротко и ясно: «Эти люди, как и вся их деятельность, не имеют никакого отношения к Interbrand».

 

Читая Гоголя

Как заявляет Макс Кресвелл, обвинения в мошенничестве, раздающиеся в адрес «Интербрэнд Русконсалтинг», «не повлияют на планы работы компании на российском рынке». «Мы работаем в полном соответствии с законодательством Российской Федерации», – говорит он. И тут возразить вообще-то нечего.

У «Интербрэнд Русконсалтинг» есть права на соответствующий товарный знак, есть лицензия Минимущества на осуществление оценочной деятельности. Какими (точнее, чьими) технологиями компания будет при этом пользоваться и как будет оформлять свои корпоративные документы и материалы – вопрос второй. Российское законодательство не обязывает просителя лицензии подтверждать свои права на интеллектуальную собственность. Так что у нас вполне можно успеть заработать на чужих идеях, пока их владелец докажет свои права.

Макс Кресвелл относит Россию к числу стран, в которых особенно велики объемы контрафактной продукции. «Хочу подчеркнуть, что в рамках нашего подразделения Interbrand Legal мы будем уделять особое внимание борьбе с пиратством в отношении товарных знаков», – говорит он. Но сначала американской компании придется разобраться со своим собственным брэндом.

Тем временем американская Interbrand Group пытается разобраться со своим офф-шорным тезкой. «Наши юристы уже подали иски против этих сомнительных личностей», – говорит Чарлз Браймер.

Примечательно, что, открывая пресс-конференцию «Интербрэнд Русконсалтинг», ведущий в шутку объявил: «Господа, к нам приехал ревизор», – намекая, что в России наконец-то появился некто, кто назовет настоящую цену отечественным брэндам. На деле же сюжет развивается точно по Гоголю.

 

СПРАВКА

Что такое Interbrand Group

Консалтинговая компания Interbrand Group основана в 1974 году в Великобритании. Офисы открыты в 20 странах мира. Оборот в 2000 году составил около $100 млн. Interbrand специализируется на создании, перепозиционировании, оценке и увеличении стоимости брэндов – как товарных (например, разработка новых торговых марок для Gillette), так и корпоративных (создание нового имиджа для British Airways). Ежегодно Interbrand публикует рейтинг 100 ведущих мировых брэндов.