Рейтинг для Генпрокуратуры
Совсем недавно директор группы МЕНАТЕП Платон Лебедев (получивший благодаря усилиям Генпрокуратуры всероссийскую известность) в интервью «Ко» высказал предположение, что выборы России обходятся дороже, чем обслуживание внешнего долга. Очевидно, международные рейтинговые агентства прониклись этой идеей и решили усложнить задачу.
Аналитики Standard & Poors, Moody’s и Fitch чуть ли не в один голос начали высказывать сомнение в том, что суверенный рейтинг России в год президентских выборов будет поднят до уровня инвестиционного. (Кредитный рейтинг считается инвестиционным с уровня ВВВ- по шкале S&P и Fitch, и Ваа3 по шкале Moody’s. Сейчас суверенный кредитный рейтинг РФ, по версии этих агентств, составляет ВВ, ВВ+ и Ва2). Иными словами, планы Минфина, собравшегося было выйти на международные рынки капитала (благо приходящийся на 2003 год пик платежей по существующему внешнему долгу успешно преодолен), оказались под угрозой. Да и корпорации, видимо, зря рассчитывали на снижение стоимости своих внешних заимствований, которая, как правило, прямо коррелирует с динамикой суверенного рейтинга.
А ведь счастье казалось таким близким. Только в мае Fitch повысило российский рейтинг сразу на два пункта. Оставалось дождаться 2004 года, пережить президентские выборы и с новым рейтингом подставлять карманы под иностранные инвестиции.
Однако оказалось, что помимо политической нестабильности, которая сопутствует любым выборам, а стало быть препятствует позитивному пересмотру суверенного рейтинга (потому долгожданных решений ожидали лишь к середине 2004 года), S&P, Moody’s и Fitch смущает еще и состояние российской банковской системы. При этом характерно, что с момента последних изменений российского суверенного рейтинга отечественная банковская система не претерпела особых изменений – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Частные банки по-прежнему выполняют роль казначейств при аффилированных промышленных группах. А основными распорядителями финансовых ресурсов в стране по-прежнему являются банки со значительной долей государственного участия.
Вице-президент и главный аналитик Moody’s по России Джонатан Шиффер утверждает, что при низком рейтинге состояние банковской системы не является приоритетным фактором, но приобретает большое значение при переходе на инвестиционный уровень. Однако и раньше российские чиновники и аналитики выдавали оптимистические прогнозы относительно сроков получения Россией инвестиционного рейтинга. Агентствам уже тогда, после первых же заявлений на эту тему, прозвучавших из уст премьер-министра Михаила Касьянова* и первого вице-премьера Алексея Кудрина, ничего не мешало поставить точки над «i».
Впрочем, не исключено, что несостоявшаяся банковская реформа стала для рейтинговых агентств примерно тем же, что приватизация МЕНАТЕПом ОАО «Апатит» для российской Генпрокуратуры. У последней появился повод для атаки на ЮКОС, а у рейтинговых агентств – для вежливого отказа России. Причем оба эти события связывает не только уровень мотивации. То, что у S&P, Moody’s и Fitch на уме, оказалось на «языке» у инвестиционной компании Brunswick UBS, которая снизила оценку российского фондового рынка с «положительной» до «нейтральной», мотивируя свое решение «повышением политической неопределенности на рынке в связи с событиями вокруг ЮКОСа».
Говорил же Михаил Ходорковский* о миллиардном ущербе, который нанесен инвестиционному климату России. Очевидно, процесс пошел. Выборы становятся действительно слишком дорогими. И не только для олигархов.
* Признан в России иностранным агентом.