Риск невозврата повидла
Оплата поставки за покупателя – важная, но не определяющая составляющая факторинга. Конечная цель этого бизнеса – помочь клиенту (поставщику) расширить продажи. Фактор не может заниматься одним кредитованием – он должен и партнеров клиента проверить, и проследить, чтобы они вовремя вернули долги.
В двух словах факторинговая схема выглядит следующим образом: продавец обращается к специальной компании или банку и просит профинансировать поставку. То есть, например, оплатить за его покупателей несколько вагонов повидла, которые им собирается продать. Проблема клиента заключается в том, что производит он много, да только вот его покупатели хоть и желают приобрести 10 вагонов повидла, а денег им хватает лишь на 5. Здесь на помощь обеим сторонам и приходит факторинговая компания, которая финансирует покупку.
Однако если бы дело ограничивалось кредитованием, факторинг не стоило бы выделять в отдельный вид бизнеса. На практике факторинговая компания (фактор) не только оплачивает клиенту поставку, но и полностью сопровождает сделку. Покупатели повидла могут «кинуть» фактора и не вернуть долг, а значит, их надо тщательно проверять и следить, чтобы они вовремя исполняли взятые на себя обязательства. В случае если платежи задерживаются, придется «вытрясать» из них деньги. Фактор берет на себя финансовые риски, а значит, частично страхует клиента от покупателей, которые слишком часто «забывают» отдавать долги. А ведь поставщик может продавать свое повидло многим компаниям в разных регионах, где сладости пользуются большим спросом. За всеми платежами и документами фактору приходится следить самостоятельно, ведь в его интересах вернуть свои деньги обратно. Именно поэтому, чтобы заранее подстраховаться от ненадежных плательщиков, фактору выгодно делиться с клиентом-поставщиком накопленной информацией и в случае чего подсказать, как лучше торговать дальше, кому давать в долг меньше, а кому, наоборот, увеличить поставки.
К сожалению, в российском праве понятие факторинга не прописано, а есть лишь частичное определение: «финансирование под уступку денежного требования». То есть упоминается только про предоставление клиенту денег. Однако настоящие факторинговые компании предлагают клиенту не просто ссуды, а комплексную услугу по сопровождению бизнеса компании. Таким образом, на российском рынке под именем факторинга выступают две услуги: финансирование и административное управление дебиторской задолженностью. «Если финансирование – это выплата денег поставщику под уступку требований к покупателям, – объясняет начальник управления факторинга Московского кредитного банка Сергей Красовский, – то административное управление включает контроль над дебиторской задолженностью и работу с дебиторами (напоминание покупателям о наступлении сроков оплаты и составление графика платежей)». То есть комплексный факторинг – это деньги плюс помощь клиенту во всем, что связано с кредитуемыми поставками.
По полной программе
Помимо всего прочего, факторинг предполагает покрытие рисков, возникающих при поставках на условиях отсрочки. Покупатель может не заплатить фактору в срок. Здесь компания страхует клиента от риска ликвидности. Если расчеты проводились в валюте, а во время предоставленной отсрочки курс изменился не в лучшую сторону (валютный риск), то потери опять же несет не поставщик, а факторинговая компания. Дебитор может вообще не заплатить (кредитный риск), здесь факторинговая компания выступает неким буфером.
Разумеется, практически все факторы тщательно проверяют дебиторов клиента, а это снижает его риск «нарваться» на недобросовестного покупателя. Справедливости ради стоит отметить, что если дебитор не платит, то фактор в итоге попросит у клиента свои деньги обратно (факторинг с регрессом). По такой схеме заключается сейчас подавляющее большинство факторинговых сделок. Однако есть и безрегрессные контракты, когда факторинговая компания или банк настолько дорожат клиентом, что готовы заключить договор, который не предусматривает возврата денег.
«В рамках факторингового обслуживания могут оказываться информационно-аналитические услуги: проверка деловой репутации покупателей, предоставление отчетности о состоянии дебиторской задолженности, текущих расчетов с покупателями и платежах покупателей, услуги финансового агента», – рассказывает Сергей Красовский. Финансовый агент может оказывать консалтинговые услуги по вопросам оформления документов (составление договоров с покупателями), бухгалтерского учета и налогообложения факторинговых операций. По словам директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, при факторинге клиенты его банка, помимо всего прочего, могут бесплатно установить специальный модуль и с его помощью оперативно получать информацию о факторинговом обслуживании поставок. Кроме того, в пакете услуг банка предусмотрена возможность бесплатного использования системы штрих-кодирования отгрузочных документов, которая может быть адаптирована к бухгалтерским программам. Банк не просто стремится угодить клиенту: применение такой системы позволяет кредитной организации снизить трудозатраты на обработку отгрузочных документов.
Голое финансирование
Факторинг без дополнительного обслуживания – это так называемый invoice discounting. «В основе этого продукта – кредит под уступку денежных требований, а риски по возврату лежат на заемщике», – рассказывает начальник управления факторинга Пробизнесбанка Надир Арифулин. Такая услуга сейчас стремительно теряет популярность. «Факторинг без дополнительного обслуживания не может пользоваться спросом по той простой причине, что финансирование при факторинге никому не нужно без дополнительных опций», – уверяет председатель правления банка «Национальная факторинговая компания» Михаил Трейвиш. И правда, достать деньги компания может более дешевым и простым способом, например, оформить банковский кредит или получить овердрафт (возможность рассчитываться «в минус») по счету. В таком случае ей не придется ни предоставлять кому-то информацию о дебиторах, ни отдавать на откуп малоизвестной фирме расчеты с ними.
«Факторинг вообще не решает финансовых проблем предприятия, – объясняет Михаил Трейвиш. – Он решает вопросы, связанные с желанием компании увеличить объем продаж и выйти на новые рынки».
При расширении продаж у клиента, естественно, появляется потребность в экспертизе качества и платежеспособности будущих покупателей, в управлении возникающей дебиторской задолженностью и в покрытии рисков, а это и есть задачи факторинга. «Вероятно, ряд компаний, для которых важно в первую очередь финансирование, и захотели бы отказаться от остальных услуг, предоставляемых в рамках факторинга, но отделить финансирование от остального обслуживания практически нельзя – в этом случае факторинг технически невозможен», – утверждает начальник управления факторинга Московского кредитного банка Сергей Красовский. Например, при факторинге платежи покупателей должны поступать финансовому агенту (факторинговой компании), а иначе сама уступка денежного требования – сомнительная вещь. Только вот «сбор» денег от дебитора – это уже инкассация дебиторской задолженности, которая является дополнительной услугой. Кроме того, в любом случае финансовый агент захочет определить, какие требования оплачены, а какие еще нет. А это – часть услуг по административному управлению дебиторской задолженностью.
«Таким образом, предоставление услуг факторинга с одним лишь финансированием – это фикция, – объясняет Сергей Красовский. – Она означает предоставление факторинга с полным отсутствием приемлемого качества».
Определяющее качество
Факторинговая компания может предлагать клиентам весь возможный набор услуг, однако это не значит, что она победит конкурентов. Не последнюю роль играет качество ее работы. Ведь клиент доверяет фактору своих партнеров и денежные потоки. Поэтому он должен быть уверен в профессионализме фирмы. Если последняя будет выполнять свою работу кое-как, то ее клиент растеряет всех своих покупателей, да и бизнесу поставщика может быть нанесен серьезный ущерб. Ведь факторинговый контракт – это не разовое обслуживание одной сделки, а долгосрочное сотрудничество. То есть фактор должен быть в курсе всех дел поставщика, связанных с «поставленными» на факторинг дебиторами, а значит, быстро предоставлять финансирование и следить за своевременной оплатой долгов покупателями. Опять же непрофессиональный фактор может оказаться опасным и для самого себя. Ведь факторинговый контракт не предполагает никакого обеспечения. Кредит и лизинг – более безопасные виды бизнеса. Под первый предоставляются залоги и поручительства, второй вообще предусматривает право собственности на предмет сделки. Фактор же может себя застраховать, лишь внимательно проверив клиента и его дебитора и составив документы таким образом, чтобы клиенту уже в арбитраже не к чему было придраться.
«Максимально широкий спектр услуг, предоставляемых факторинговой компанией, – уверен Михаил Трейвиш, – не является конкурентным преимуществом на рынке. Это лишь необходимое условие для того, чтобы называться факторинговой компанией».
Услуги факторинговой компании (помимо покупки долга дебитора)
Проблемы поставщика |
Услуга факторинговой компании |
Проверка платежеспособности будущего покупателя (дебитора), установка и мониторинг лимита отгрузок |
Кредитный менеджмент |
Финансирование кассовых разрывов |
Факторинговое финансирование |
Защита от кредитных рисков |
Факторинговое страхование рисков неплатежа и просрочки платежа дебиторов |
Своевременная оплата, сбор задолженности |
Административное управление и инкассирование дебиторской задолженности |
Учет продаж и дебиторской задолженности |
Леджеринг |
Составление и согласование договоров |
Юридический консалтинг |
Доставка товара |
Транспортировка и логистика |
Контроль над приемкой товара |
Сюрвеинг |
Информация предоставлена «ФК «Еврокоммерц»