Робофобия: на чем основан страх автоматизации

Светлана Анисимова, генеральный директор UiPath в России и СНГ

Цифровая революция, начавшаяся в 1980-х, тотально трансформировала не только повседневную жизнь, но и бизнес-сферу. С одной стороны, опасения по упразднению рабочих мест подтвердились: распространение персонального компьютера и Интернета искоренило около 3,5 млн рабочих мест только в США. С другой — технологии создали более 19 млн позиций. История циклична: идентичный виток происходит в офисной среде с приходом интеллектуального ПО.

Сегодня можно встретить немало прогнозов на тему того, как технологии в целом и автоматизация и искусственный интеллект в частности повлияют на будущее человека. Однако смена парадигмы — это уже свершившийся факт. RPA-решения (программные роботы) изменили бизнес-процессы во многих индустриях. Компании всё больше прибегают к помощи этого инструмента: по результатам опроса Forrester, 45 % за последний год уже увеличили расходы на ПО для роботизации как минимум на 5 %. Еще две трети планируют это сделать в течение 2020 года. Несмотря на позитивные эффекты от внедрения решений, и сотрудники, и сами работодатели испытывают немало страхов в отношении автоматизации и перемен, которые она неизбежно в себе несет.

Чего боятся сотрудники?

Треть организаций назвали сопротивление со стороны персонала наиболее сложным препятствием на пути к автоматизации, согласно опросу the Economist Intelligence Unit. Роботы дестабилизируют видение собственного профессионального будущего. Этот страх преимущественно основан на устоявшемся предубеждении, что машины и искусственный интеллект постепенно заменят людей.

Если говорить именно об RPA, страхи работников можно разделить на две категории:

Страх потерять конкурентное преимущество по сравнению с другими кандидатами вполне оправдан. Эксперты Всемирного экономического форума еще в 2018 году предсказывали, что в ближайшие годы 75 млн рабочих мест будут упразднены. Вместо них появится еще больше вакансий — 133 млн, но уже для специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. Учитывая спрос на новую экспертизу, компании уже сегодня конкурируют между собой в найме и удержании лучших сотрудников, которые обладают навыками в таких сферах, как блокчейн, облачные вычисления, аналитическое мышление, UX-дизайн, работа с ИИ, бизнес-анализ, аффилированный маркетинг, продажи, видеопродакшн (LinkedIn Learning). Наиболее востребованные soft skills — креативность, убеждение, сотрудничество (взаимодействие), гибкость, эмоциональный интеллект.

Какие опасения вызывает автоматизация у бизнеса?

Несмотря на активный рост интеллектуальной автоматизации, по опыту UiPath в России и наших коллег по всему миру, многие компании не понимают, какое влияние она окажет на бизнес. Причина заключается в низкой осведомленности об эффектах роботизации.

Кроме того, чем ниже уровень компетентности и количество необходимых навыков у сотрудников, тем выше риск провала масштабирования технологии в компании. Как показывает исследование Gartner, более 60 % «топов» называют кадровый голод ключевой проблемой при внедрении умной автоматизации, особенно для IT-команд. Такую же картину нам дает другой опрос — от Forrester. Почти две трети менеджеров первого и второго звена признались, что в процессах внедрения и поддержки RPA их больше всего пугает нехватка квалифицированных человеческих ресурсов.

Низкая окупаемость — предмет переживаний каждого девятого менеджера. Такое заблуждение может быть связано с высоким уровнем затрат (финансовых и временных) на внедрение технологий. Согласно подсчетам Deloitte, так считает 16 % опрошенных из числа тех, кто перешагнул фазу пилотирования ботов. Это предубеждение будет правдивым, если период возврата инвестиций слишком короткий. По подсчетам UiPath, 18 месяцев — достаточный срок для достижения внушительных показателей ROI в большинстве случаев.

Четыре менеджера из пяти озадачены изменениями в шаблонах управления при внедрении RPA (Forrester). Прежде, чем пожать позитивные плоды автоматизации, нужно перестроиться — а это легко далеко не всем.

Итак, вот четыре основных страха автоматизации, которые выделяет российское представительство UiPath:

  1. Низкая осведомленность о технологии.
  2. Недостаточный уровень квалификации сотрудников.
  3. Страх долгого периода окупаемости инвестиций.
  4. «Перестройка» управленческой модели.

«Перестройке» быть?

По подсчетам Reports and Data, рынок интеллектуальной автоматизации процессов достигнет 20 млрд $ к 2026 году. Однако повышение уровня цифровизации бизнеса не означает полное преобладание «машин» в HR-структуре будущего. Только Deloitte разработала четыре возможных сценария:

  1. HR 4.0: большинство HR-решений автоматизировано, работодатели инвестируют в найм и удержание лучших талантов, отношения между начальником и подчиненным — теплые.
  2. Здравствуй, Оруэлл, или Добро пожаловать в 1984: взаимоотношения работодатель-сотрудник сведены к бартеру (работа — деньги), процесс найма автоматизирован с преобладанием стандартизированных, недорогих HR-решений.
  3. Старая школа в новом мире шеринга: стагнация экономического развития — причина неохотного инвестирования в «живые» ресурсы; низкий уровень автоматизации.
  4. Только человечность имеет значение: взаимодействие с людьми — ключевой принцип; управление сотрудниками построено на принципах персонификации.

Все эти возможные пути эволюции HR-решений показывают, что изменения неизбежны. Каждый сценарий подразумевает проникновение «машин» во внутрикорпоративную культуру в той или иной степени.

Руководителям предприятий, как и сотрудникам, придется подчиниться неизбежному прогрессу и победить свои страхи. Только так можно сохранить конкурентоспособность в своей нише, сократить издержки и, как результат, увеличить доход. Повышенные эффективность и уровень сервиса, сокращение количества ручных ошибок — три ключевых бизнес-эффекта RPA, согласно Forrester.

Этому будет способствовать преобладание миллениалов и последующих поколений в пуле рабочих кадров будущего — ожидается, что они будут занимать три четверти рынка труда к 2025 году — еще один фактор в пользу роботизации. С детства привыкшие к глубокому проникновению технологий, они вряд ли будут мириться с рутинной, скучной ручной работой. Так, по данным опроса PwC, развитие и обучение — первостепенный приоритет поколения Y (21 %), их оно ценит даже больше, чем финансовые бонусы.

Несмотря на большое количество прогнозов, не исключается и возможность другого развития событий. Очевидно одно: взаимодействие с цифровыми «коллегами», как и изменение рынка труда в целом, неизбежно. Компаниям и сотрудникам не стоит его игнорировать, чтобы не потерпеть профессиональное поражение в будущем.