Роботы наступают: как быстро закрывать вакансии через телеграм-бота
По данным отчета Human Capital Benchmarking Report, рекрутер закрывает одну вакансию в среднем за 42 дня. Но это можно сделать за две недели и без помощи специалиста по персоналу. Руководитель проекта «Импульс» от онлайн-университета Skypro Дмитрий Тимошенко последние два года собирает команду через телеграм-бота. В корпоративном блоге для журнала «Компания» он рассказал, как без знания кода настроить бота и с его помощью сэкономить деньги и время.
Как работает телеграм-бот и откуда идет трафик
Вместо того чтобы тратить время на звонок, задавать много ненужных вопросов и изучать резюме, я использую телеграм-бота. С его помощью на предыдущей работе я собрал команду из тридцати человек за два месяца.
Телеграм-бот — это как бы посредник между рекрутером и соискателем, который освобождает от ненужных формальностей. Например, он исключает первый разговор рекрутера и соискателя. В итоге я общаюсь только с теми, кто реально сделал тестовое задание и соответствует профессиональному уровню, — и это сильно экономит время.
Основной поток трафика в телеграм-бот идет с сайтов по поиску работы, из телеграм-каналов и через таргет. Из них хорошо работают первые два. Почему — расскажу в анализе сквозной аналитики.
Когда соискатель переходит в телеграм-бот, он может посмотреть вакансии и узнать подробнее о компании. Если он смотрит и выбирает одну из них, ему приходит сообщение с полным описанием работы и инструкцией, как занять вакансию.
Затем соискатель может скачать тестовое — оно приходит в виде файла. Ниже прописаны условия: сколько времени у него есть на задание, кому писать с вопросами, как отправить выполненное. Если он нажимает на кнопку «Сдать тестовое задание», бот спрашивает имя и номер телефона и просит прислать ссылку на задание.
Когда соискатель сделал тестовое задание и отправил ссылку боту, взамен он получает бонус — подборку полезных материалов. Я честно говорю, что не дам обратной связи всем, но зато дам полезные материалы. В итоге все остаются в выигрыше.
Важное правило для разработки тестового задания: оно не оплачивается, поэтому соискатель не должен тратить на него больше двух часов. Но дальше в воронке, после собеседования, есть оплачиваемое, на которое нужно больше двух часов.
Кого нанимать через телеграм-бота
Кого угодно. Через бота я закрывал абсолютно любые вакансии — даже CEO.
Важно понимать, что это специфика украинского рынка. На российском у меня нет большого опыта найма через телеграм-бота, я закрывал буквально несколько вакансий. И я предполагаю, что на российском рынке не все попадут в такую воронку. Потому что не все готовы делать тестовые задания.
Хотя сейчас к нам в команду приходят кандидаты на позицию руководителя продуктового направления. Мы эту вакансию разместили только на hh.ru. Но сейчас я получил уже восемь тестовых заданий, провел четыре собеседования, два человека дошли до этапа оплачиваемого тестового.
Также расскажу не очень успешный пример: я закрывал вакансию email-маркетолога три месяца. Были серьезные требования к кандидату, и я допустил несколько ошибок:
Указал маленькую зарплату. За полтора месяца почти никто не откликнулся, поэтому я поднял зарплату в вакансии.
Нашел несколько интересных претендентов и выключил трафик. Так делать нельзя. Трафик не стоит останавливать, пока не закрыли вакансию. Я остановил его, начал проводить собеседования, а кандидаты отказались от работы.
Когда учел все ошибки, закрыл вакансию за три недели.
Поэтому если у вас достаточно трафика, то любые вакансии можно закрыть за это время.
Как запустить телеграм-бота без знания кода
Через сервис Smartsender. Сначала нужно подключить телеграм-бота к сервису.
Через поиск в телеграме найдите бота @BotFather и создайте через него нового бота.
Подключите бота на Smartsender через токен. Подробную инструкцию смотрите в видео.
Затем настраиваете логику воронки: прописываете процессы, по которым должен двигаться соискатель в боте. Как это сделать:
Перейдите в раздел «Консоль», а в нем выберите Smart Messenger.
Слева увидите раздел «Воронки». Выбирайте его.
Затем сверху нажмите на кнопку «Создать».
На экране, который открылся, вы увидите окошко «Стартовый шаг». Его нельзя отредактировать — это технический шаг, который говорит, с какого действия начнется воронка.
Справа находится блок с мессенджерами. Отключите все, оставьте только телеграм.
Под блоком с мессенджерами расположена иконка с плюсом — вторая сверху. С ее помощью вы можете добавлять блоки в воронку: контент или действия. Это те сообщения, которые будут приходить в боте.
Когда вы добавили блоки в воронки, их нужно соединить. Для этого нажмите на серую точку блока, а затем — на тот блок, с которым его нужно соединить.
Чтобы воронка начала работать, нажмите сверху «Опубликовать».
Подробную инструкцию, как подключить воронку и настроить ее, смотрите в видео.
Как проанализировать наем через телеграм-бота
Нужно настроить сквозную аналитику. Это такая аналитика, с помощью которой можно проследить весь путь соискателя: с момента, как он увидел рекламное объявление, до выполненного тестового.
Чтобы это сделать, нужно настроить бота так, чтобы он принимал UTM-метки. Их добавляют к ссылке, для того чтобы отследить, откуда пришел кандидат.
Когда соискатель находит вакансию и нажимает по ссылке телеграм-бота, эта информация записывается в базе. После этого человек переходит на сайт-прокладку с баннером, который ведет на телеграм-бот. Чтобы узнать, сколько человек кликнуло по ссылке, я использую сервис Bitly.
Переход в сам бот я отслеживаю по тегам — они создаются в сервисе Smartsender. Если человек выбрал вакансию в боте, за ним закрепляется тег. Затем я могу выгрузить таблицу со всеми, кто подписался на бота. В таблице есть информация: данные человека, какую вакансию он выбрал, сделал ли тестовое.
После этого у меня есть данные, чтобы проанализировать воронку и посчитать метрики: стоимость размещения вакансии, количество кликов на бота, число подписавшихся на вакансию.
В таблице — три канала трафика: телеграм-канал, сайт с вакансиями и таргет. На таргет потратили больше всего денег, но у него высокий охват и количество кликов. Однако получили меньше всего подписок — 107. Конверсия из клика на страницу-прокладку в подписку на бот тоже низкая — 5,9%. В итоге стоимость подписки на бот с телеграм-канала — $0,06, с сайта — $0,18, с таргета — $2,8. Разница ощутима.
Дальше мы видим, как отсеиваются люди с подпиской на нужную воронку с вакансией.
С первых двух каналов до нужной воронки дошли 80% и 87%, с таргета — только 63%. Начали делать тестовое из таргета только два человека — это $150 за начало выполнения тестового одним человеком. И ни один не сделал задания.
В итоге с помощью такой аналитики я понимаю, что таргет — это не наш канал трафика, его надо отключить. А когда закрою вакансию, смогу посчитать, сколько всего я потратил на наем сотрудника.
Как телеграм-бот помогает экономить время и деньги
- Не нужно тратить время, чтобы обзвонить кандидатов
Чтобы созвониться с кандидатом, поговорить и выяснить, насколько он адекватный, нужно в среднем 20 минут. Из десяти человек, с которыми созвонится рекрутер, примерно семь окажутся адекватными. Трое из них сделают тестовое, и только одного позовут на собеседование — и то не факт. В итоге надо будет потратить 200 минут на одно собеседование. А в среднем нужно три-четыре собеседования — это уже 10–13 часов работы.
Телеграм-бот сэкономит время. Через него тестовые приходят в автоматическом режиме, не нужно созваниваться с соискателями. По тестовому оцениваете их, пишете в телеграм и приглашаете на собеседование.
Кандидатам такой формат тоже удобен. Я знаю, что многим не нравится общаться с рекрутерами по телефону. Часто специалисты по персоналу задают много ненужных вопросов вроде «Кем вы видите себя через пять лет?», просят скинуть резюме. Через телеграм-бота соискатель сразу узнает, что от него будут требовать на работе, какие навыки нужны, что он получит взамен.
- Не надо читать резюме, оцениваем только по тестовому
В резюме можно написать что угодно, и это никак не проверить. А когда даешь соискателю практическое задание, он показывает свои профессиональные навыки. Не нужно задавать хитрых вопросов, спрашиваете его только по тестовому.
Как-то мы искали младшего менеджера, который настраивает контекстную рекламу. В тестовом дали простое задание: посчитать окупаемость трех разных компаний, сравнить их между собой. Но 90% кандидатов ошиблись в расчетах, запутались в цифрах, а это недопустимо.
Если соискатель немного ошибся в тестовом, я могу позвать его на собеседование и попросить при мне исправить недочеты. Так я наглядно вижу, как человек и в работе будет устранять свои ошибки.
- Объективно оценить соискателей
На собеседовании рекрутер может быть субъективен. Встал с хорошим настроением, пообщался с соискателем и решил, что он подходит компании. На следующий день проснулся злой, потому что допоздна делал проект, — и в итоге какому-то кандидату не повезло.
Когда оцениваешь соискателей по тестовым заданиям, сравниваешь их объективно. Не обращаешь внимания на ненужное — только на профессиональные навыки.
- Можно посчитать, сколько денег потратил на наем
Если в компании работает рекрутер, у которого не настроена сквозная аналитика, сложно понять, сколько компания потратила, чтобы нанять нового сотрудника.
Если вы подключили телеграм-бота и настроили аналитику, можно сравнить разные источники трафика и решить, какой из них самый выгодный, а также посчитать метрики по каждому этапу воронки и узнать, сколько вы потратили, чтобы закрыть вакансию.
Недостатки у такого способа найма тоже есть, но они поправимы.
- Придется потратить время, чтобы настроить бота и прописать для него сценарий
Если вы уже настроили бота и у вас есть готовые шаблоны, добавление новой вакансии займет 20 минут. Если нет — придется потратить время, чтобы подключить бота к Smartsender и прописать логику воронки.
- Есть вероятность слить бюджет на канал трафика, который не приведет кандидатов
Такой шанс есть, если вы не настроили сквозную аналитику. Как я показал в примере выше, если бы не было сквозной аналитики, мы бы думали, что много людей пришло с таргета. Но по факту увидели, что он принес меньше всего результата.
Самое сложное — найти те источники трафика, которые будут приводить качественных кандидатов. Поэтому сначала нужно их протестировать и вовремя отключить неподходящие.