Рогозин в лайковом предохранителе

22.12.200300:00

На днях одну из программ для самых русских на канале ТВЦ посетил сопредседатель патриотического блока «Родина» Дмитрий Рогозин. Как известно, у двух сопредседателей «Родины» есть ряд генеральных идей, которыми они неустанно делились в процессе своего путешествия в Думу. Первое – это природная рента. Правда, уже появились сомнения и заявления о том, как эту ренту считать. Тем более что скоро источник этой ренты перейдет от неправильных олигархов к правильным представителям крупного бизнеса – тем, в отношении которых даже налоговые начальники публично заявляют об отсутствии претензий к их нефтяным компаниям. Проще говоря, реализация наших замечательных углеводородов в значительной степени отойдет под контроль новой элиты: неважно, будет это госкомпания (госкомпании) либо правильно построившие свои отношения с новой властью компании частные, перешедшие в новое время из прошедшей эпохи. В любом случае странно будет часть доходов изымать и платить в бюджет в виде ренты: чего это самим себе платить, все вроде и так идет государству. А если посмотреть на вопрос пошире и пореальнее, то получается, что в случае социального использования ренты доход на сторону уходит. То есть в полном соответствии с законом Ломоносова – Лавуазье часть доходов исчезнет и хотя где-то и появится, но – и здесь особенность действия закона в России –  где именно, предсказать почти невозможно. При существующем сегодня дуализме собственности: вот она частная, раз! – и государственная, а потом раз! – и опять частная, никто рисковать не будет. В этой ситуации, разумеется, нет никакой методической возможности определить верный размер ренты. Так что придется одному из лидеров «Родины» поискать себе новый флаг (или жупел).

Идеи другого сопредседателя – г-на Рогозина теоретически более живучи, поскольку напрямую интересов новой элиты не затрагивают. Конечно, почти детская (по остроте желания) и столь же часто озвучиваемая  мечта снять с должности Анатолия Чубайса выдает в заявителе политика европейского масштаба. Так и видишь, например, Маргарет Тэтчер, отбрасывающую подготовленное выступление по поводу реформы угольной промышленности Англии и заявляющую о необходимости бросить все и в первую очередь добиться увольнения какого-то лично ей неприятного чиновника.

Однако другие заявления г-на Рогозина не вызывают желания воспринимать их как шутку. Хотя стремление поучать в довольно агрессивном тоне развитые страны вполне вписывается в программу, разработанную персонажем «Записок провинциала» Салтыкова-Щедрина: «соседей своих в страхе держать, а оными почитаемыми быть, яко всех в науках превзошедшими». И понятное дело: особые права и великая миссия русского народа, дальше в том исторически известном направлении, от которого Рогозин публично – пока во всяком случае – открещивается.

Можно, конечно, говорить о востребованности идей «здорового» национализма, о том, что избиратель именно этого и хотел. И радоваться, как здорово удалось буквально за несколько месяцев раскрутить неизвестно что до парламентской партии. И как здорово в Кремле рулят политическим процессом, как точно реализуют электоральные ожидания в голоса. Только вот какая неприятность: все эти виртуальные игры, технологические тонкости, дойдя до избирателя, часто превращаются в реальность. И те люди, которые все-таки не были готовы искать причину своих проблем в инородцах, иногородних, неправильно себя ведущих соседях по СНГ, не говоря уже о наглом поведении западных политиков, начинают постоянно видеть на экранах ТВ указание на эти факторы их жизненной неустроенности. То, что было электоральной игрой, начинает становиться реальным взглядом существенной части общества. И уже не всегда понятно: появление подобных партий – это ответ на ожидания избирателей или эти ожидания были хорошо разогреты, тем более что подобные идеи легко находят отклик в маргинальной среде?

Выступая на упомянутой передаче, г-н Рогозин характеризовал свою политику как «железный кулак в лайковой перчатке». Замечательно, что обошлось без железной маски. Только большинство вдохновленных им избирателей ничего про лайку не слышали. Зато хорошо знают, чем можно технично разбить голову инородцу или иноверцу.