Роковая ошибка
Все западные средства массовой информации отпраздновали «примирение» между Бушем и Европой, между Америкой и Европой, возобновление евроатлантических отношений и так далее. Много говорилось о том, что президент США наконец-то признал, что Европа - это новый мировой гигант и равноправный партнер Америки.
По другую сторону океана, напротив, предпочитали подчеркивать, что Европа наконец-то перестала капризничать, прекратила критиковать Соединенные Штаты за войну в Ираке и согласилась с новым мировым порядком, провозглашенным воинственными неоамериканскими консерваторами.
В обеих пропагандистских кампаниях кое-что действительно соответствует истинному положению вещей. Но по сути дела не произошло никакого «примирения» между Европой и Соединенными Штатами. Лозунг «примирения» скорее является составной частью обязательной частью политической сценографии, призванной успокоить широкое общественное мнение.
Достаточно взглянуть на длинный список разногласий между Европой и США, чтобы понять, что в перспективе противоречия будут только усиливаться. Европейская позиция по Ирану (причем речь идет не только о Шираке и Шредере, но и о «проамериканском» премьере Великобритании Тони Блэре) предполагает осторожные дипломатические маневры, в то время как Император (и его «правая рука» Кондолиза Райс) не устают повторять, что военный вариант исключен, но только на «сегодняшний день».
Над Сирией сгущаются тучи войны, особенно после убийства экс-премьера Ливана (непонятно, почему все западные средства массовой информации немедленно возложили ответственность за него на Дамаск, хотя очевидно, что именно Сирия менее всего была заинтересована в его смерти с учетом дальнейшего развития событий). Европейцы не могут скрыть своей обеспокоенности тем, что придется вновь отгораживаться от Вашингтона в случае, если он пойдет на новую военную авантюру вблизи границ охваченного войной Ирака.
Этими конкретными проблемами расхождения между атлантическими партнерами не ограничиваются. Европа сделала свой выбор в пользу Киотского протокола, а Соединенные Штаты его отвергли. А это вовсе не второстепенное соглашение: на карту поставлено будущее планеты Земля.Европа выступает за то, чтобы ограничить парниковый эффект, отодвинуть нависшую над миром катастрофу, а американцы убеждены, что имеют полное право пожирать нашу планету, как порцию лимонного мороженого. Речь идет о двух непримиримых мировоззрениях, поскольку одно, в конечном итоге, ведет к войне, а другое, возможно, поможет сохранить мир. То же самое относится и к многочисленным международным соглашениям, которые предлагает Европа, но которые отвергаются Соединенными Штатами. Например, договор о создании Международного уголовного трибунала, и многочисленные соглашения, регулирующие международную торговлю.
Есть, правда, одна проблема, по которой США и Европа едины в своих негативных оценках. Я имею в виду, конечно, Россию, которая не нравится ни Вашингтону, ни Брюсселю. Я далек от мысли, что всю ответственность за нынешнее охлаждение в отношениях между Россией и Западом следует возложить на Запад. Россия, как говорится, тоже успела наломать дров. Но факт остается фактом: спустя 14 лет после распада СССР в Кремле заметили, что Соединенные Штаты ведут двойную игру по отношению к России.
С одной стороны поддержка разрушительных реформ, которые должны были принести рынок и свободу, а с другой – стремление всемерно ослабить Россию, ограничить ее влияние в Средней Азии, отрезать ее от каспийской нефти. Вплоть до последних событий на Украине, которые будут иметь серьезные последствия в перспективе, грозящие новой «холодной войной».
Это стратегическая ошибка Вашингтона. Но еще большую ошибку совершает Европа.
Еще по теме





