Росбанк вручают рынку
«Для Росбанка важнее стать публичной компанией, нежели искать стратегического инвестора», – так подытожил свое выступление перед журналистами заместитель председателя правления «Интерроса» Андрей Бугров, на днях избранный председателем совета директоров упомянутого финансового института.
Иными словами, декларируемые ранее попытки нынешних акционеров и менеджеров Росбанка привлечь в качестве партнеров «российских промышленников, пользующихся хорошей репутацией», видимо, не увенчались успехом. Даже широко разрекламированное объединение бизнеса с МФК не слишком помогает.
Правда, председатель правления Росбанка Евгений Иванов утверждает, что переговоры с потенциальными инвесторами ведутся и сейчас. Более того, сделка с «Сургутнефтегазом» даже находится в стадии завершения.
Но если принять во внимание то обстоятельство, что по крайней мере до декабря 2001 года «Сургутнефтегаз» и так владел 7,6% акций Росбанка, то участие Владимира Богданова в капитале пусть и обновленного банка вряд ли можно считать новостью. Появление же в росбанковском совете директоров гендиректора Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктора Рашникова следует рассматривать скорее как очередную шпильку в адрес некогда изменившего «Интерросу» главы Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина, нежели как предпосылку вхождения ММК в состав акционеров банка.
Очевидно, владельцам Росбанка серьезно подпортило игру слияние Внешэкономбанка и Внешторгбанка. Понятно, что на фоне этой сделки объединение Росбанка с МФК даже при 90 млрд руб. суммарных активов выглядит уже не столь впечатляюще. (Кстати, реальные возможности соответствующих финансовых институтов наглядно демонстрирует тот факт, что именно ВТБ вместе с росзагранбанками прокредитовал «АЛРОСА» после того, как алмазной компании пришлось отказаться от услуг SocieteGenerale. Хотя нельзя исключать и заинтересованности новых «внешторгбанковских» опекунов в расторжении сделки «АЛРОСА» с французами.)
И если Альфа-банк для повышения своей капитализации прибег к помощи газетчиков и Citigroup, то Владимир Потанин и Михаил Прохоров (а именно им, как явствует из последнего квартального отчета, принадлежит ЗАО «КМ-Инвест», владеющее минимум 8% Росбанка) выбрали менее эффектный, но не менее эффективный способ. Перед менеджерами банка поставлена задача подготовить его к выходу на фондовый рынок.
А поскольку аналогичные планы вынашивает и новое руководство ВТБ, то уже сами сроки их исполнения покажут потенциальным инвесторам, какой банк более «публичен» и прозрачен. По крайней мере, весьма показательно, что Бугров увязывает привлечение в качестве акционеров «международных финансовых организаций» с публичным размещением акций Росбанка. Человек, не один год проработавший в ЕБРР, Всемирном банке и Международной финансовой корпорации, знает, что говорит.