«Роснефть» не подпускают к трубе
В России резко обострилась борьба за экспортную газовую трубу. На прошлой неделе «Газпром» отказался подписывать агентское соглашение на экспорт газа «Роснефти» в Европу.
Согласно проекту соглашения, поддержанного Минэнерго, «Газпром» будет закупать газ у «Роснефти» по экспортному нетбэку (экспортная цена за вычетом транспортных расходов) и поставлять его британской компании BP. Но «Газпрому» этот вариант не понравился – он не захотел создавать себе конкурента в Европе. Глава «Роснефти» Игорь Сечин (на фото слева) еще в октябре 2015 г. попросил президента Владимира Путина разрешить компании экспортировать газ для продажи BP. В начале апреля 2016 г. Сечин написал Путину новое письмо, в котором сообщил, что BP готова в перспективе увеличить закупку газа у «Роснефти» до 25–50 млрд куб. м в год, если российская компания получит право на экспорт. Очевидно, что без вмешательства президента этот конфликт уже не разрешить, но глава государства хранит молчание.
«Роснефть» и другие производители борются не только за право экспорта газа, но и за ограничение тарифов «Газпрома» на его транспортировку, то есть пытаются откусить кусок пирога, который «Газпром» традиционно считает своим», – отмечает директор методического департамента Национального рейтингового агентства Максим Васин.
Вице-премьер Аркадий Дворкович (на фото справа) в борьбе Сечина с Алексеем Миллером явно занял сторону последнего: он заявил, что «Газпром» имеет право на отказ. Тем временем ФАС продолжает активно поддерживать Сечина, выступая за либерализацию газового экспорта, от которой выиграли бы «Роснефть» и «Новатэк». Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин высказался за то, чтобы разрушить экспортную монополию «Газпрома», начав с аукционов в рамках единого экспортного канала. Владимир Дребенцов, главный экономист ВР, выразил полную уверенность, что «Роснефть» и «Новатэк» получат право на экспорт. Однако вице-премьер Аркадий Дворкович поспешил заверить, что пока правительство подобные перемены в нормативной базе не обсуждает.
Как заявил «Ко» Максим Васин, отмена монополии «Газпрома» снизит его долю в экспорте при росте доли других производителей, поэтому борьба между «Газпромом» и другими производителями – это схватка за перераспределение ресурсов, никак не связанная с общим их количеством. «Рано или поздно отмена монополии случится, однако следует помнить, что, хотя «Газпром» владеет всеми трубопроводами, права «Газпрома» и других производителей в любом случае будут различаться», – уверен эксперт.
«Либерализация экспорта газа для российской экономики в целом выгодна, подобное решение позволит независимым поставщикам найти новых покупателей и за счет этого увеличить долю российского газа на европейском рынке, – уверен аналитик компании Conomy Александр Янсон. – При этом с точки зрения налоговых поступлений в бюджет, вероятно, будет наблюдаться некоторое снижение, за счет усиления конкуренции «Газпром» может сократить темпы добычи, что приведет к уменьшению платежей по НДПИ. Так как у «Газпрома» НДПИ на газ является одним из самых больших в отрасли, то даже увеличение добычи прочими компаниями навряд ли сможет полностью перекрыть это снижение. Но рассмотренная ситуация возможна лишь в первое время после либерализации экспорта. В дальнейшем налоговые поступления в бюджет будут лишь увеличиваться за счет растущих объемов добычи и поставок от независимых компаний».