России нужен «деревенский» аутсорсинг

13.02.201500:00

«Деревенский» аутсорсинг – явление, привычное для Запада, где районы за пределами крупных индустриальных и экономических зон не только служат для выращивания сельхозпродукции, но и представляют собой источник квалифицированных кадров для центров удаленного обслуживания. 

Речь идет о бухгалтерии, документообороте, кадровом учете, разработке и тестировании ПО, Help Desk и других сервисах, предоставлять которые можно удаленно. По данным ISG, ставки по зарплате при «деревенском» аутсорсинге на 20–40% ниже, чем при использовании кадров в крупных экономических зонах. Однако «деревенский» аутсорсинг – не только способ сократить издержки. В первую очередь он способствует развитию регионов со слабой экономикой. 

Вопрос для России более чем актуален, учитывая, что дефицита в таких регионах в стране нет. Сегодня в РФ более 340 моногородов. В 57 из них задача диверсификации экономики первоочередная, так как градообразующие предприятия не выдерживают рыночных требований или, того хуже, из-за технологической отсталости грозят экологической катастрофой. Их консервация и закрытие имеют вполне очевидные социальные последствия. Не повторяя ошибок прошлого, лучше следовать правилу: прежде чем закрыть что-нибудь ненужное, нужно сначала открыть что-нибудь экономически более полезное. К тому же в данном случае что-то открыть будет едва ли не дешевле, чем закрыть. К примеру, для ликвидации пятитысячного поселка Жирекена в Забайкальском крае (там закрылось градообразующее предприятие) потребуется свыше 5 млрд руб. И это только затраты на переезд и обеспечение людей жильем. Конечно, все проблемные моногорода с помощью общих центров обслуживания (ОЦО) не спасти. Но для многих из них аутсорсинговые центры – лучшая альтернатива закрытию, которая не требует значительных вложений в инфраструктуру (она может перейти в ОЦО «по наследству» от градообразующего предприятия), поиск сотрудников и т.д. Но самое главное, при таком варианте судьбы моногородов отпадает необходимость тушения «социальных пожаров».  

Пока идея сделать из моногородов центры предоставления удаленных услуг обсуждается в узком кругу профессионалов аутсорсинга. Чтобы поставить моногорода на постиндустриальные рельсы и перепрофилировать их в центры предоставления удаленных услуг, мало инициативы индустрии аутсорсинга. Требуется, во-первых, поддержка государства, а во-вторых, желание крупного бизнеса перейти на аутсорсинг бизнес-процессов и создать общие центры обслуживания в моногородах. Эти центры возьмут на себя все вспомогательные функции – от бухгалтерии и документооборота до IT. Более прогрессивный вариант – когда такие ОЦО создает индустрия аутсорсинга, но этот шаг невозможен без спроса крупных компаний на аутсорсинг бизнес-процессов. Пока же долю аутсорсинга бизнес-процессов на российском рынке можно сравнить с каплей в море. 

Формирование штата – еще одна задача, которую предстоит решить. В отличие от Запада, где штат центров удаленного обслуживания формируется в основном из выпускников вузов (зачастую центры располагаются вблизи крупных университетов и колледжей), в моногородах источник специалистов для ОЦО – градообразующие предприятия. В некоторых случаях потребуется уговорить сотрудников сменить профиль деятельности, но это куда проще, чем убедить их и семьи переехать в другой город. Кроме того, на плечи аутсорсеров и бизнеса лягут заботы по переподготовке и повышению квалификации кадров. Это потребует немалых инвестиций, но затраты окупятся за счет сокращения расходов на вспомогательные бизнес-процессы.

Таким образом, инициатива аутсорсеров по перепрофилированию городов поможет не только вывести неблагополучные регионы на экономическую эффективность, но и создать дополнительные рабочие места по всей стране, способствуя формированию социально благополучного климата в России.